воскресенье, 27 марта 2016
Gundam; Gundam Unplugged ~Acogi De Gundam A.c.2009~ (December 9, 2009) - "Beginning"Профессиональное обучение скрипача начинается примерно в четыре года. Не так уж редко к занятиям приступают даже раньше – в три-три с половиной года. В это время ребенок активно растет, ему хочется двигаться, пробовать свои силы. Он не может подолгу концентрироваться на одном занятии, для него невыносимо часами сидеть на одном месте и уж тем более – в одной и той же позе. Но именно этого требуют занятия с инструментом.
СкрипичноеВ это время, то есть в три-четыре года, ребенку начинают «ставить руки». Много написано о том, какое это огромное заблуждение – насильственное навязывание фиксированной, статичной позы игры, которая травмирует человека, приносит ему физические и психологические мучения, однако сотни и сотни педагогов продолжают данную практику и считают ее единственно правильной.
«Постановка рук», на важности которой настаивают учителя и целые скрипичные школы, – не что иное, как положение, в котором должно находиться тело музыканта, угол подъема правой руки и выворотность левой, упор на том или ином пальце. При этом не учитываются индивидуальные физиологические особенности человека, длина его конечностей, шеи, рост, ширина плеч.

Юные музыканты, ставшие жертвами излишне строгих педагогов или собственного упорства, нередко «переигрывают» руки. Перетруженные мышцы и суставы начинают невыносимо болеть, тело посылает стоп-сигнал. Но даже и без этого руки ребенка-скрипача почти никогда не оставляет боль. Эта боль мешает им спать и не дает забыть об инструменте ни на минуту. Порой она кажется приятной, порой сводит с ума, она – причина срывов, вспышек гнева и откровенной агрессии.
Ошибка думать, что руки скрипача – это нечто тонкое, эфемерное, бесконечно хрупкое. На деле это руки бойца, сильные, ловкие и подвижные. Не так уж редко они выглядят весьма неприглядно, одним своим видом развенчивая околомифологические образы изнеженных и изящных руках скрипачей из книг и кинофильмов. Поскольку рука музыканта росла, обнимая инструмент, а процесс обучения почти никогда не обходится без ошибок педагога и ученика, без переработок, болезней и травм – суставы и пальцы принимают характерную форму. Кроме того, скрипачи подвержены различным болезням неврологического характера, болезням суставов, которые травмируются и деформируются. Рука скрипача подобна ногам балерины, она состоит из жил, мышц, постоянного напряжения и ноющих сочленений.


Смычок скрипача – оружие в его руках, и это не совсем метафора. Многие выдающиеся скрипачи прошлого были искусными мастерами фехтования. Тартини история знает не только как великого скрипача, но и как человека, который изменил форму смычка, придав ему внешнее сходство со шпагой. Ранее смычок напоминал другое оружие – боевой лук.

Чтобы стать скрипачом-любителем, не требуется ни особых природных данных, ни громадных временных затрат, но к профессиональной подготовке ребенка приступают лишь в том случае, если он обладает определенными качествами уже в самом раннем возрасте. У ребенка должно быть хорошее чувство ритма, «абсолютный» или близкий к таковому слух, умение хорошо усваивать материал, усидчивость, но самое главное – он не должен бояться боли. Не важно, физической или душевной, ибо он познает и ту и другую сполна.
Все музыканты обладают разными финансовыми возможностями, вынуждены трудиться и обучаться в разных условиях, однако каждый профессионал ищет свой инструмент и мечтает обрести его, стремится найти тот голос скрипки, который воплотит его замыслы и мечты.


Сыграть по нотам может каждый хорошо обученный скрипач, и, тем не менее, лишь единицы остаются в истории музыки, лишь немногих люди называют великими или хотя бы интересными. Что это, что заставляет даже непрофессионала останавливать свое внимание на определенных людях и проходить мимо других? Эту эфемерную субстанцию очень трудно описать словами, и, тем не менее, она все-таки существует, все-таки интуитивно уловима. Пауза, временное исчисление которой не поддается умозрительным представлениям, нажатие пальца, угол наклона, смещенный на сотую, тысячную градуса – и вот рождается новое звучание, новый оттенок, новая эмоция. Такие вещи невозможно вызубрить.

Когда человек играет на скрипке, оба полушария его мозга находятся в процессе интенсивной работы. Дети, которые обучались игре на этом инструменте, нередко показывают высочайшие результаты в других областях знаний и труда. Однако никто не предупреждает их о побочных эффектах. Например, о том, что фальшивый звук отныне и на протяжении всей их жизни будет доставлять им страдания, сравнимые с забиванием гвоздей под ногти.
@темы:
гордые сыны Ямато,
Goddess of the f-ng Cosmos,
Безумная Luna Sea
Боли в пальцах и запястьях сопровождали меня всё детство, плюс сколиоз (ошибка педагога).
Однако сейчас тоскую по скрипке.
Здорово. В смысле, не про боль, конечно, а про скрипку. Снимаю шляпу)
А нет возможности/сильного желания возобновить занятия?
Всегда так любила звук его скрипки - он такой легкий, звенящий, искристый. И даже когда он начинает извлекать из нее инфернальные звуки, кажется, что вот оно - если бы в космосе были звуки, они бы звучали именно так. Что-то внеземное, что-то над нашим миром. До сих пор не забуду свое первое впечатление от "Synchronicity" - 7 минут просто не дышишь, чтобы не спугнуть эту магию.
Рука скрипача подобна ногам балерины, она состоит из жил, мышц, постоянного напряжения и ноющих сочленений.
И это самое лучшее и самое правильное определение. Когда смотришь на руку Суги, на его искривленный мизинец, на его вены, понимаешь, что это не гитара и не спортзал - это она, родимая. Сколько крови и нервов она выпила, и сколько на самом деле дала. Поэтому и звучит он всегда великолепно, и это относится и к гитаре тоже. Скрипка учит усердно трудиться над техникой.
Спасибо большое за пост. Очень интересные и очень правильные вещи.
Спасибо, прекрасный пост!
Сразу вспомнила, как в детстве меня отвели в музыкальную школу, но на скрипку не взяли, так как слух был недостаточно тонкий.
Лунаси не прогадали, взяв его в группу когда-то ))) Думаю, его перфекционизм и тонкий слух подстёгивал гордость остальных, помогая им стремиться к более качественному звуку. С другой стороны - бедный Сугизо, как же он пережил те первые годы неоформившегося звучания ЛС, пережатого вокала и прочего трэша с угаром? Х-))))
Торетти,
Я вам искренне желаю, чтобы вы нашли инструмент по руке и по душе и ваши музыкальные отношения были счастливыми)
Anarendil,
Все-таки интересно, как на гитаристов влияют струнные смычковые, если они занимались на этих инструментах сами. Это так заметно в их мелодике, подходе к сочинению композиций. У Блэкмора была виолончель, и она помогала ему в процессе работы именно с мелодией, с настроением.
Не знаю насчет равноценного обмена. Даже самые требовательные и строгие педагоги могут быть человечными.
Diana_,
На здоровье!)
А куда в итоге взяли?
Neptune Lonely,
он пережил те первые годы неоформившегося звучания ЛС, пережатого вокала и прочего трэша с угаром? Х-))))
Порой использовал смычок не по первому назначению!))
А если серьезно, то уж в плане вокала не Суги жаловаться на своего вокалиста. Да он и не жаловался, насколько я знаю) А вот за лажу музыкантов он, наверное, карал, или хотел карать
Айрин Лока,
Что ж...Правда бывает неприглядной.
По поводу виолончели Ричи да. Хотя, конечно, тут уровень не сравнить. Думаю, тут еще играет роль большой базис в виде классики. Когда имеешь с ней дело с самого детства, оно прямо врастает в тебя, ты потом так или иначе начинаешь это использовать в своей музыке.
например, вот так? )))) читать дальше
не зря же его называют ужасно придирчивым и капризным - наверное, карал всех лажателей морально Ж-)))
Взяли на фортепиано... И я рада, потому что полюбила этот инструмент.
Но я полезла в плеер и включила его треки.
Сыграть по нотам может каждый хорошо обученный скрипач, и, тем не менее, лишь единицы остаются в истории музыки, лишь немногих люди называют великими или хотя бы интересными. Что это, что заставляет даже непрофессионала останавливать свое внимание на определенных людях и проходить мимо других? Эту эфемерную субстанцию очень трудно описать словами, и, тем не менее, она все-таки существует, все-таки интуитивно уловима. Пауза, временное исчисление которой не поддается умозрительным представлениям, нажатие пальца, угол наклона, смещенный на сотую, тысячную градуса – и вот рождается новое звучание, новый оттенок, новая эмоция. Такие вещи невозможно вызубрить.
Такие вещи называются ещё ёмким коротким словом "талант".
Все знают буквы, умеют писать, но Писателей - пару сотен на все миллиарды нас.
Все знают семь нот, но композиторов - пару сотен.
Многие занимаются в музыкальных школах, но лишь немногие из них настолько страстно любят музыку, что соединяют всю свою жизнь с ней.
Потому что никто не знает заранее, поцеловал ли Бог именно этого ребёнка в лоб в момент его рождения. А покажет это - труд. Благородный, изнурительный, калечащий, но освящённый.
Мои бесконечные восторги и безмерное уважение тем, кто с этим смог справиться, и за все годы не стал мизантропом, а всё-таки дарит нас своим талантом.
Дети, которые обучались игре на этом инструменте, нередко показывают высочайшие результаты в других областях знаний и труда. Однако никто не предупреждает их о побочных эффектах. Например, о том, что фальшивый звук отныне и на протяжении всей их жизни будет доставлять им страдания, сравнимые с забиванием гвоздей под ногти.
Увы, гораздо больше тех, кто с облегчением запихивает скрипичный футляр поглубже на антресоли где-то между старыми лыжами и ёлочными гирляндами, и старательно забывает про его наличие.
Наверное, статистика всё-таки укладывается в число одарённых людей в разных отраслях приложения человеческого ума и способностей.
Кто-то со спокойной душой регулярно лабает в ресторанчиках, кто-то выходит на космический уровень и начинает спасать леса. И умирать от фальши.
Сил им!
И нам.
Спасибо, твои тексты редки последнее время, но каждый раз зажигают внутри меня огонёк, который греет и зовёт жить.
Спасибо за пост, спасибо за такое понимание музыки и музыкантов. Это дорогого стоит. И ему спасибо, конечно. За то, что не озлобился.
Вот кстати, Сугизо большой мастер именно пауз, как мне кажется. Некоторое время назад я смотрела "Пианоманию" и там было такое рассуждение, что музыка продолжает звучать в воздухе, даже когда мы уже не слышим сыгранную ноту. Т.е. в паузе остается словно воспоминание о предыдущей ноте и предвкушение той, что только будет сыграна. В моем понимании Сузиго играет именно так. И я знаю еще двух или трех японских гитаристов из юного поколения, бывших в детстве скрипачами, и все они сделали ставку не на это, а на скорость. Не могу сказать, что это плохо, но как-то не очень интересно. Как в притче о старом и солодом гитаристе, хотя в данном случае не в юности дело.
Я тоже иногда люблю повторять, что есть те, кто творит красивую и мудрую музыку, а есть, например, Дэвид Гилмор, который в паузах между аккордами умеет сказать больше, чем словами текстов...
Anarendil,
Это вот точно, академическую школу не пропьешь. Сначала ты Бартока ненавидишь, потом ты его играешь в качестве хобби ради удовольствия)
Neptune Lonely,
например, вот так? )))
Не совсем, но протыкание тоже было задействовано
Diana_,
В нашем доме тоже всегда было фортепиано, люблю этот инструмент)
Arall,
Но я полезла в плеер и включила его треки.
Ты вот всегда чувствуешь, что я пытаюсь сказать.
и за все годы не стал мизантропом, а всё-таки дарит нас своим талантом.
Это очень важно. Все-таки великие единодушны в одном - когда ты выходишь на сцену нести зло, нести вред, нести тьму, когда у тебя на душе скверно, ты всех ненавидишь, то ты совершаешь преступление.
Увы, гораздо больше тех, кто с облегчением запихивает скрипичный футляр поглубже на антресоли
Речь, конечно, не о них, но да.
Nel6,
Да, ему спасибо. За терпение, за непримиримость, за строгость к себе, за то, что не винит никого за эту боль, хотя ему есть на что обидеться в жизни, скажем так.
Безумно люблю тембр его скрипки. У нее очень сложный голос, прямо вот острие ножа, тончайшая нить, там так легко ошибиться в пропорциях, так легко сделать звучание неприятным, а он, зараза, делает звук таким хрустально-прозрачным всегда.
yartsevama,
Не за что!
только вчера в ночи обсуждала с Нэл скрипачку Морри
Ого, ничего себе) Ноосфера работает.
Согласна насчет пауз, искусство цезуры - великое дело. Вообще, японские и китайские музыканты-виртуозы часто грешат тем, что делают ставку на технику и скорость, в наших учебных заведениях это просто притча во языцех. Запиливают ну просто космически, но чувство пропадает, улетучивается что-то важное. И вот казалось бы, где, ребята, ваша хваленая восточная философия с ее неторопливой созерцательностью, с ее умением промолчать там, где нужно. Очевидно, нужно обладать таким вот особым мироощущением, чтобы играть так, как играет Сугизо и ему подобные.
О, это точно. Пару раз попадала в телеке на международные конкурсы, ребята с любимым разрезом глаз творят что-то удивительное, но при всей технической безупречности музыка в их исполнении проходит мимо. Но они занимают первые места, да.
Ты вот всегда чувствуешь, что я пытаюсь сказать.
Ой.
Спасибо тебе.
да, его скрипка на грани. Еще чуть-чуть, и будет железом по стеклу. Но он четко выдерживает эту грань всю жизнь.
Вот, кстати, ты про треки сказала. А мои треки видны? Вверху и внизу поста?
На фестивале духовной музыки в Марктобердорфе первое место занял смешанный коллектив из Южной Кореи. Довелось пообщаться близко, ребята пахари и молодцы, но вот чувствуется техничность, возведённая в абсолют. Однако это такой абсолют, что прямо абсолютище, и как бы жюри не желало какого-то там "полёта души", а игнорировать такое невозможно. Когда один из солистов начал танцевать на сцене что-то народное, аутентичное и опять-таки очень технически сложное (а это ещё петь и отнюдь не любительское караоке), мы полезли из кулис, чтобы посмотреть, охрана едва удержала. Это нечто удивительное.
Должен сказать, что их музыка мимо не прошла, хотя некоторые конкуренты пытались пнуть их именно в техничность. В какой-то момент я понял, что они в этой музыке живут. Прямо как завещал Станиславский.
Классно. А название коллектива не помните?
Понимаю. Я, собственно, не к тому, что техника не бывает живой, а к тому, что когда все-все ей в жертву приносится, тут уже вопросы возникают.
Arall,
Ну слава богу.
Lileia,
Он - да. Красивый человек и музыкант, и инструменты у него всегда очень эстетичные, даже просто визуально.
Я имел удовольствие видеть, как они репетировали. Это пашня до седьмого пота. Соединить классический вокал с театрализацией такого уровня это очень смело. Первое место получили заслуженно.
Большое спасибо. Действительно, потрясающие ребята.
Показала мужу, испытал национальную гордость)
Господи, мне это даже читать больно...
До слез. Меня в детстве не мучили ни музыкой/балетом, ни спортом, поэтому не уверена, что могу действительно в полной мере представить описанное.
а теперь представь. Ночь. Телефон не показывает ни одной картинки. Ты ни разу в тексте не написала имени.
Капризная Опера даже картинки решила показать, хотя на diary их часто приходится смотреть в другом браузере. Но сначала увидела только текст, начала читать, и думаю: "неужели это не про Сугизо?.. Уф, про него." И только дальше: "Ох. Лучше бы не про него...(("
В этом блоге когда-то уже рассказывалось про нелегкую долю скрипача применительно к Суги, сюрпризом прочитанное не явилось. И всё равно - больно же ((.
да, его скрипка на грани. Еще чуть-чуть, и будет железом по стеклу. Но он четко выдерживает эту грань всю жизнь.
Что просто удивительно, при его многочисленных экспериментах.
Единственная композиция, с которой не удалось (пока?) подружиться - как раз выложенная выше "Arabesque". Но тут, пожалуй, мои претензии сводятся к самой мелодии, а не к Сугизо как к исполнителю или его скрипке.
И вопрос, если можно.
Насчет фальши. От случайных ошибок никто не застрахован, и, наверное, при его отношении к делу и чутье, свои промахи (которые все же случаются иногда) должны резать слух куда сильнее, чем чужие?..
*пересмотрела фотографии* Вспомнила еще вот что. Встречала такое мнение, мол, для правильного звучания скрипки важен даже маникюр исполнителя, не говоря уже про кольца и браслеты, кои мы в изобилии наблюдаем у Суги (и не только у него, кстати). Или это из серии "плохому танцору..."? ))
Не за что!
Единственная композиция, с которой не удалось (пока?) подружиться - как раз выложенная выше "Arabesque".
О, надо же)) А я так люблю ее, такая нежная, по-моему.
От случайных ошибок никто не застрахован, и, наверное, при его отношении к делу и чутье, свои промахи (которые все же случаются иногда) должны резать слух куда сильнее, чем чужие?..
Мы знаем, насколько этот человек строг к себе, как болезненно воспринимает неудачи, не важно, свои или чужие, как его раздражают нарушенные планы. Господи, это артист, который выступал с переломами в обеих ногах. Думаю, собственные ошибки приносят ему самые натуральные страдания, иначе и быть не может, учитывая то, как болезненно он всегда стремился к совершенству, к тому, чтобы удовлетворить высокие запросы родителей, а потом и собственные.
Встречала такое мнение, мол, для правильного звучания скрипки важен даже маникюр исполнителя, не говоря уже про кольца и браслеты, кои мы в изобилии наблюдаем у Суги
Конечно, маникюр важен практически для любого музыканта и наличие украшений тоже может мешать. Но тут надо понимать, что одно дело фотосессия, а другое - реальное выступление, тут только одно фото с концерта, не считая того, где он маленький. И на этом фото руки свободны от всего, насколько я вижу.
Наверное, он ориентируется на собственные ощущения, если ему комфортно - почему нет.
На мой вкус она слишком электронно звучит (...это после сольного-то Сугизо
Мы знаем, насколько этот человек строг к себе, как болезненно воспринимает неудачи, не важно, свои или чужие, как его раздражают нарушенные планы.
Слишком строг ((.
И на этом фото руки свободны от всего, насколько я вижу.
Кольца на правой, браслеты на обеих. Перетряхнула свои архивы - на левой руке нет колец. А так - почти всегда в украшениях (включая тяжелые часы на фотках с репетиций). На недавнем Peace on Earth митенка была на правой руке ).
За столько лет наверняка приспособился, даже если поначалу и было, возможно, неудобно.