
много скучного текста и фотографий японских мужчин, порезанных на кусочкиУже довольно продолжительное время я билась над вопросом : откуда же в японской культуре эта концепция убивающей, разрушающей красоты? Красоты, которая настолько подавляет своим величием, что способна уничтожить, иногда по своей воле, иногда независимо от желания носителя. При этом всё это частенько переплетается с красотой страдающей. Хорошего исхода для обладателя этой исключительной внешности ждать не стоит, ему непременно вспорют живот катаной, перережут горло или доведут дело до того, что глав. герой проделает всё это сам. В принципе, было понятно, что искать нужно в Китае, но откуда у этого растут ноги я всё никак не могла нащупать, не понимала, к каким текстам нужно обращаться. И вот совершенно случайно что-то ухватила. Всё лежало на поверхности, как это обычно и бывает.
Существует в китайской культуре концепция Четырёх великих красавиц древности. Дамы эти по степени своей исключительной красоты располагаются в следующем порядке: Си Ши, Ван Чжаоцзюнь, Дяочань и Ян-гуйфэй. Их образы активно эксплуатировались и до сих пор эксплуатируются в Японии, Вьетнаме и Корее. Про этих красавиц я знала, но не очень понимала, как это связать с моим вопросом, пока не наткнулась на текст "Песни о вечной тоске" Бо Цзюй-и. ( IX век, эпоха Тан).
Сочинение это посвящено Ян-гуйфэй, возлюбленной императора Сюань-цзюна, которая действительно существовала. По сюжету император видит девушку во время купания на прудах, влюбляется, делает первой наложницей и совершенно забрасывает все государственные дела, дни и ночи решив проводить только с ней. Тем временем родственники Ян-гуйфэй прибирают к рукам власть, это порождает возмущение прочей знати, в конце концов случается мятеж и императора вынуждают казнить красавицу. Дальнейшие события уже не так важны. Важно то, какое определение даёт Бо Цзюй-и для красоты Ян-гуйфэй.
汉皇重色思倾国,
御宇多年求不得。
杨家有女初长成,
养在深闺人未识。
Ханьский император ценил красоту и мысли лелеял о той,
Что способна сокрушать государства.
Правитель Поднебесной многие годы искал (её) и не мог найти.
Ещё никто не ведал о том, чтоб такая была рождена.
Перевод с древнекит. мой. Смею заметить, что в переводе Эйдлина вся соль принесена в жертву форме. Чуть-чуть сместить акценты, чего-то додумать, выбрать не первое, а пятое по частотности значение иероглифа и мы получаем вот такое:
Был один государь. Он, красавиц любя,
«покорявшую страны» искал.
Но за долгие годы земле его Хань
не явилась подобная вновь...
Как-то у него, на мой взгляд, всё фривольненько получилось: хихихи, хахаха, вот государь затейник, искал какую-то красотку. Кхм.
Естественно, текст этот не является первым произведением, посвящённым Ян-гуйфэй, но это и не так важно. Главное то, какое качество красоты этой девушки автор выводит на первый план - она сокрушает государства. Не строит, не помогает сирым и убогим, не вдохновляет на подвиги, она разрушает. Собственно, далее именно это и происходит, в стране начинается полный раздрай. Примечательно, что устоявшейся идиомой для описания красоты Ян-гуйфэй является другое выражение - смущающая цветы. Когда она прикасалась к цветам, они никли и склоняли стебли перед её красотой. Идиомы, сопутствующие остальным трём красавицам, таковы:
- Заставившая рыбу утонуть (рыбка увидела лицо Си Ши и, поражённая, стала тонуть)
- Заставившая гуся упасть (пролетавший над Ван Чжаоцзюнь гусь так расчувствовался по поводу её игры и пения, что перестал махать крыльями и свалился).
- Затмившая луну (луна не в силах была соперничать с красотой Дяочань и была укрыта облаком).
Как видно, и тут ничего не говорится о созидании. Всё только падает, тонет и скрывается во тьме. Одним словом, как говорил Anarendil: "Да, А-чан, ты такой красивый, что хочется лечь и умереть".

Интересно, что из всей этой концепции каждый народ, заимствовавший из китайской культуры, выбрал то, что ему больше по душе. Вьетнамцам больше понравился образ красоты страдающей, непременно погибающей и невинной. Японцы напротив любили сместить акцент в сторону того, что красота губит и вносит смуту, причём, носитель этой красоты зачастую сам повинен в произошедших бедах.
Самое досадное и интересное заключается в том, что что-то конкретное об этой самой японской красоте вычленить практически невозможно. В литературе подробных описаний внешности не было, не было никакой конкретики, ничего телесного вплоть до начала XX века, а точнее - до Сосэки Нацумэ, которого испортили во время обучения в Англии. До него - самые общие слова, описания одежды и запахов. Очень хорошо это видно на материале "Гэндзи" и прочем подобном, где как мантра повторяется: "Он был красив, он был красив, он был НУ ТАК красив", но ни одного описания днём с огнём не сыщешь. Едва ли не единственное, что можно найти - это "блестящие чёрные волосы" и "светлая кожа". Исчерпывающе, не правда ли? Чёрные-то волосы и светлая кожа у японской аристократии.
До определённого момента в Японии действовали китайские каноны красоты, всё хорошее склонны были измерять степенью "ханьскости" в нём. Как это работало в плане одежды, причёсок, макияжа - понятно, но как это накладывалось на то, что чисто в телесном плане японцы и китайцы, безусловно, отличаются друг от друга? Конечно, ханьцы бывают разные и японцы бывают разные, а если ещё учесть какое количество различных национальностей проживает на территории Китая хотя бы в данный момент, всё становится плохо. С другой стороны, японцы гораздо более единообразная нация и, что ещё важнее - практически не принимающая вливаний новой крови. Это удивительный, удивительный момент - 98% населения Японии составляют японцы. Страна долгое время была закрыта, даже внутренние миграции японцы совершают очень неохотно, люди столетиями жили в своих городках и весях и женились на троюродных, а то и двоюродных сёстрах. До сих пор можно поехать на какие-нибудь отдалённые острова и собрать такой антропологический альбом, что закачаться можно. А можно даже и на отдалённые острова не ездить.
Одним словом, в плане чисто телесного, а не сопровождающего антуража типа причёсок и километров ткани, которые должны были скрыть все изгибы фигуры, практически ничего не понятно. Попадаются какие-то крохи, например, существовало понятие о "классической форме лица" в виде тыквенного семечка. Известно, что всегда ценилась белая, ровная, однотонная, здоровая кожа, ухоженные и блестящие волосы. Внимание уделялось росту, женщина, например, не должна была быть слишком высокой. Ценный материал дают гравюры, где по средствам стилизации на первый план выведены характерные черты. Широкоскулые лица, тонкие шеи. Кое-какие представления так, невооружённым глазом, составить всё-таки можно. Можно посмотреть на форму глаз, вообще какие они - очень узкие, изогнутые. Подчёркнут специфический изгиб века, вернее, эпикантус.
Двадцатый век многое поставил с ног на голову, и эпикантус чуть ли не повсеместно в Азии стал именоваться "лишней кожей", которую желательно отрезать. Эпикантус - то есть продолжение складки верхнего века у внутреннего угла глаза, которое прикрывает слёзный бугорок, между прочим, может быть выражен в разной степени, а может и вообще отсутствовать у представителей монголоидной расы. Хотя, конечно, наличие эпикантуса у корейцев и японцев отмечается в 90% случаев и выше (в молодом возрасте, т.к. с возрастом выраженность эпикантуса тоже может меняться).
Можно внимательно посмотреть на то, что есть под рукой, например, на глаза товарищей БТ и ещё некоторых персонажей.
Сакураи

Выражено. Сбивает с толку сам размер глаз, но вот она, эта складка, на месте.
Хошино

Очень сильно выражено) Это вообще в антропологический альбом. Того, что у европеоидов называется веком, тут не найти.
Имаи

Сильно выражено.
Хигучи

То же.
Толл

То же.
Йошики

Это вот по адресу вместе с Хошино))
Рюичи Кавамура

Вполне себе среднестатистический случай.
Сугизо

А вот тут, кстати говоря, хорошо видно, как низко начинается у него эта складочка.

С эпикантусом борются всеми возможными способами, превращая себя в гуманоидов. Усугубляют всё это дело линзами с увеличенной радужкой, что доставляет невероятно и вызывает желание описать штаны от страха. Удивительно, что то, что веками подчёркивалось как характерная черта японского лица, выводилось на первый план, утрировалось посредствам макияжа, вдруг стало раздражать некоторые слои населения настолько, что тысячи девушек решаются лечь под нож хирурга. Слава Богу, японские мужчины ещё не дошли до такого массового маразма.
Если вернуться к более или менее общей концепции красоты, то вот ещё одна характерная черта - красота практически всегда идёт рука об руку с талантом. Как правило, с музыкальным талантом, хотя к этому могут примешиваться и другие определения и атрибуты исключительной одарённости. Рукодельница/самый умелый воин/лучшая танцовщица/лучший поэт и т.д. Но чаще красота связывается именно с музыкой, иногда с каким-то конкретным музыкальным произведением, которое героиня или герой исполняют, аккомпанируя себе, или под аккомпанемент компаньонки.
Нередко красота отсылает к мистицизму, если конкретнее, то к кицунэ, видимо, чтобы подчеркнуть её исключительность и опасность для человека, т.к. лисы, всё же, в первую очередь трикстеры, которые хотят извлечь из ситуации личную выгоду - позабавиться, что-то украсть, забрать жизненные силы и т.д.
Таков грубый портрет, так сказать. И больше ничего дельного в голову пока не приходит, хотя и это было весьма сумбурно и является всего лишь моими личными наблюдениями и соображениями.
Бонус:
здесьwww.youtube.com/watch?v=LMW8E-5Ugso можно посмотреть танец Ян-гуйфэй, исполненный легендарным актёром театра Кабуки Бандо Тамасабуро. Ян-гуйфэй японцы очень любят, даже существует легенда о том, что красавица спаслась и укрылась в Японии от преследований. Если японцы хотят, чтобы у них родилась красивая дочь, об этом они могут попросить у Ян-гуйфэй.
Что же касается пресловутой белизны японских лиц и игры света и тени, которую японцы так любят, то я всё никак не могла найти подходящего эпитета для того, какое впечатление производят на меня некоторые воплощения этой концепции. И пожалуй, скажу теперь, что одно из определений этому будет звучать как "пугающее".
Когда видишь на сцене что-то подобное,

то чувствуешь неконтролируемую дрожь, спускающуюся по пояснице. Сильно набелённое широкоскулое лицо и правда напоминающее луну, как правило, набелённые руки, а остальное всё поглощено темнотой. Чёрные провалы глаз, чёрные волосы, чёрные брови, тёмный рот. По сути ты видишь, как на тебя из черноты выплывает одно только лицо. Лицо призрака. В принципе апофеоз этого всего показан в клипе всё тех же Бак-Тик "Mienai Mono o Miyo to Suru Gokai Subete Gokai da", который я очень люблю. Создаётся впечатление, что в Японии вообще ничего не умирает, просто медленно перетекает из одной формы в другую. Вот то, что появилось столетия и столетия назад, благополучно живо в клипе конца XX века.
@темы: Atsushi Sakurai, Визуализация, моя писанина, гордые сыны Ямато, BUCK-TICK
продолжению быть?
Ого, как быстро!))) Спасибо.
Да, наверное, продолжению быть, когда найду что-нибудь принципиально новое.
Кстати говоря, а иероглифы нормально отображаются?
правда интересные наблюдения и сопоставления, очень хочется продолжения)
Ура. Просто это не совсем обычные иероглифы, всё-таки вэньянь, поэтому я волнуюсь. Вдруг у людей там вместо красоты что-то вроде &%&%&%& )))
Спасибо большое за внимание к тексту. Мне казалось, что довольно затянуто вышло. В следующий раз нужно больше вижуал-суппорта.
так вот почему я не могу нормально подвести глаза - эпикантус, хм...
насчет затянутости - главное, что начало положено, дальше будет легче)
и мне показали прекрасные глаза г-на Кавамуры, ахРада, что понравилось)) А Мисима - да, он такой. Опасный человек, уж если заразит...
Прошу прощения за нескромность, а что с эпикантусом? Он есть, или его нет?)
.белый шум.,
Как-то не хочется громоздить голосовалку, подождём немного. Что народ скажет.
Да, это правда. Главное - нАчить. Но сидишь, конечно, мысли в кучу собрать не можешь.
Кхгм... Звучит впечатляюще, вообще... Да.
~McLaren~, нет, текст не скучный, вовсе нет! И очень интересный!
Иногда очень нужно вот это узнать - откуда ноги растут, порой столько лет проходит, что уже и не сразу вспоминается, что было вначале, что было причиной...
Зато такое вот легато из давних и дальних времён впечатляет ещё больше.
Спасибо!
любопытно весьма и познавательно, спасибо ) Пригодится, может быть, и мне
жду продолжения про носы, губы и уши )))
насчёт "убивающей красоты" - вот, правда, меня всю жизнь тянуло к азиатам, особенно, к таким смазливым, как некоторые вышеуказанные товарищи, но убиваться из-за этого я как-то не планирую... ))) Может, я уже слишком привык? )
)))!!!
пять минут и текст кончился... продолжения!!!
но против картинок ничего не имею )))Я каждый раз с каждым постом понимаю всю глубину своей гманитарной несостоятельности и в особенности в вопросах затрагивющих азию. Впрочем, я вспоминаю, что я технарь и могу, например, разложить ряд Фурье, и на этом успокаиваюсь.
Отдельное спасибо за ссылку на видео. После моральной подготовки, а мне таковая необходима, посмотрела и в очередной раз задумалась о том какая же должна быть у азиатов выдержка чтобы: а) научиться так двигаться, б) смотреть подобные постановки причем с последним у меня вообще нервов зачастую не хватает
О, этот Мисима, благодаря ему я повергла в шок своего преподавателя, написав мини-сочинение на тему красоты, кстати. Только там было о красоте растений, я эколог
про четырех красавиц я слыхала, да, но не задумывалась))
Да вот почти все слыхали, но как-то трудно что-то выцепить!
А у Рюичи очень красивые глаза (Капитан снова с вами!), собственно, сама питаю к ним слабость, поэтому они тут и оказались))))
Arall,
Ну даа, порезанных) Из песни слов не выкинешь))
Ладно, ты меня почти убедила, что не занудно.
Neptune Lonely,
На здоровье!))
жду продолжения про носы, губы и уши )))
Про это уже сложнее, но я попробую.
но убиваться из-за этого я как-то не планирую... )))
Так ты знаешь, там чуть ли не чаще не окружающие убивались, а сами носители красоты))
*твердо* Рюичи фантастический.
~McLaren~, Спасибо огромное за проделанную работу.
ПарижСакураи и умереть", это слишком уж эгоистично и неконструктивно. %)) Если уж увидел Прекрасное, то делись им с остальными ))))per-se-i, надо было привезти нам кусочек Ацу или Хидэ )))))))
Ура-ура!!)) Спасибо.
Пять минут? Ничего себе, с какой быстротой вы это читаете.))
Картинок и правда нужно побольше.
Almina,
могу, например, разложить ряд Фурье, и на этом успокаиваюсь.
Если честно, даже не знаю, что это такое, и уже одно это подавляет)) По-моему, это прекрасно, что все занимаются разными вещами. Что бы было, если бы все только и знали, что копались в древнекитайских текстах?
а) научиться так двигаться, б) смотреть подобные постановки причем с последним у меня вообще нервов зачастую не хватает
Ты абсолютно права. Я помню, как первый раз смотрела пекинскую оперу, а я уже тогда морально подготовлена была. Через час я начала чесаться. Через два мне захотелось выйти, а оно всё шло и шло. Причём, не могу сказать, что мне не нравилось, или было скучно. Просто это такое напряжение, такой поток визуальной информации, аудио-информации, символической информации, что становится тяжко. Ты сидишь и внутренне работаешь всё это время, ну, или просто засыпаешь (или хочешь сбежать), это уж у кого как.
Rika Osukawa,
эпикантус есть, только не знай, откуда он взялся
Ещё один нетактичный вопрос: ты русская?)
Только там было о красоте растений, я эколог
Боооже, это так чудесно - уметь находить красоту повсюду, тем более, в природе.
AnnetCat,
*твердо* Рюичи фантастический.
Да, люблю
только целиком, даже если бы оказаласьсовсем рядом ))) зато, ха-ха, на меня проливалась вода из бутылки из которой пил
а может и нет ээхСакураи )))Almina, медитативненько же )
но вот зачем я полезла смотреть... залипла, там же ютуб разные
видео предлагает... мне два корейских танца понравились
читать дальше
Господи, не надо им ничего отрезать.
Вот я тоже я так думаю. Это выглядит просто устрашающе( Хотя, когда они даже и не отрезают, а просто приклеивают кожу на специальный клей, формируя европейское веко, это тоже зачастую нелепо выглядит. Всё-таки, природа не дурочка, она каждому народу свои черты придала, зачем себя так истязать.
Есть тайна.
Да) Ведь как раз эта складочка создаёт впечатление какого-то лукавства во взгляде.
На здоровье!))
Neptune Lonely,
это я отвечал на заявы Лео,
Господь с тобой, Лео же шутил
слишком уж эгоистично и неконструктивно
Пожалуй))
У меня болезнь "Читаю все, что могу прочитать", а когда еще и интересно, то вообще не оторвать же. Так что мне всегда будет мало. Я вот 4 дня учебный материал по инженерной графике с таким упоением читала, что про обеды и чай забывала.
Я боюсь что ни в театр, ни в оперу, ни на какое-либо другое представление с азиатскими корнями я бы не пошла. Ну по крайней мере на данном уровне подготовки к такому. Это ж надо неделю как минимум медитировать и учиться подстраиваться под это совершенно иное измерение, чтобы саму себя не отвлекать чем-то суетным.
И я тоже взглянула на танцы) Ханбоки очень красивые.
дыа, у меня внешность русской Аленушки, а если платочек надеть, то хоть сейчас шоколадку рекламировать, но с эпикантусом
Rika Osukawa,
Вообще у русских он довольно редко встречается, вопреки мнению о том, что "мы тут все крепко помешались с татаро-монголами и ПОЭТОМУ у нас должен быть эпикантус". По крайней мере, это то, что товарищи антропологи выяснили)) Ты особенная!)) Есть вариант научиться красить глаза как джей-рокеры, сколько вижуал-суппорта специально для тебя! А европейцы, увлекающиеся Японией, вот страдают, что у них складочки такой нет и глаза аутентично накрасить просто невозможно.
и еще поразилась Перевод с древнекит. мой. уау как же это круто
а "Mienai Mono o Miyo..." тоже обожаю, но ты наверно это уже заметила )))
Хочется пойти в маске Ника Кейва к господам джей-рокерам и проредить их ряды под лозунгом "олл бьюти маст дай" - чтобы из-за них не убивались об стену фсякие Леотигры...
У меня болезнь "Читаю все, что могу прочитать", а когда еще и интересно, то вообще не оторвать же.
Ты усидчивый человек!)) Прекрасное качество.
Ну по крайней мере на данном уровне подготовки к такому. Это ж надо неделю как минимум медитировать и учиться подстраиваться под это совершенно иное измерение, чтобы саму себя не отвлекать чем-то суетным.
Да, наверное, это самый правильный подход. Без определённой подготовки и желания, в первую очередь, смысла идти нет. Лет шесть назад к нам приезжал в очередной раз театр Пекинской оперы. Выступление было в Кремле, если я не ошибаюсь. Там сидели все наши "великие", Путин посадил всех в рядок и велел наслаждаться. Представление шло не меньше четырёх часов, всё было по вполне стандартной схеме. Когда наших политиков показывали крупным планом, становилось видно, что по лысинам и щекам у них текут капли пота величиной с горошину)) И вообще на слёзы даже было похоже
Yoshiro-dono,
*Долго рассматривала Мадонну Литта* И правда, что-то есть))) Но ещё ракурс такой специфический.
per-se-i,
Ну ты даёшь)) Я сама боюсь это перечитывать!)))
уау как же это круто
Да нет, не круто вовсе. По-русски всё ещё некрасиво звучит, как я ни билась.
тоже обожаю, но ты наверно это уже заметила )))
Даа)) Но там же всё прекрасное, и песня, и видеоряд. Казалось бы, такая простая идея - намазать лица фосфором. Но я, честно, ни у кого пока такого не видела. По крайней мере, именно в таком исполнении.
Neptune Lonely,
Хочется пойти в маске Ника Кейва к господам джей-рокерам и проредить их ряды под лозунгом "олл бьюти маст дай"
Кстати говоря, Ацуши любит Ника Кейва-сана))))