
Шоу в Кобе и Киото с разницей в сутки были как Одетта и ее черный близнец, неуловимый, насмешливый, злой и по-своему несчастный – несмотря на то, что получил признание влюбленного Зигфрида. Это был парад теней, ночное небесное полотно, поглощающее свет и даже сами звезды.
После неприятного инцидента с «ILLUSION», который произошел у Ацуши, прошло слишком мало времени, чтобы можно было говорить хотя бы о частичном восстановлении. И, как будто этого было мало, со звуком в Rohm Theatre случилась самая натуральная катастрофа: вокал не могли вывести аж до «Love Parade». В результате в верхнем регистре Сакураи приходилось просто кричать, еще больше себя травмируя, не говоря уже о том, что «Dokudanjou Beauty», которая неизменно открывает лайв, кроме того, что беспроигрышно заводит зал, дает чудовищную нагрузку на фронтмена. И «ICONOCLASM», где текст теперь проговаривается через новую дисторшн-примочку с легким эффектом механического голоса, дает слишком мало времени для отдыха.
Что происходило на звуковой кухне, я так до конца и не поняла. Местами все заглушала ритм-секция во главе с убийственным басом Юты, на микрофоне стали отключаться примочки, а на «Seaside Story» почти не прозвучали семплы, и то, что их нет, было понятно с самого начала. Семплов в припеве там много, и они обычно включаются довольно громко, создавая «эффект колодца». Меня этот момент всегда немного расстраивал, потому что больше всего на свете я люблю звучание Ацуши в сырой микрофон, но в тот вечер слышать его «на живую» было все равно что ходить по ножам вместе с бедной Русалочкой. Чтобы спеть без эффектов верхний пассаж «Seaside Story» так, как Сакураи это видит, нужно выплюнуть свои внутренности. И он их выплюнул – не жалея себя, совершенно отчаянно, необдуманно, единомоментно, подобно древнему охотнику, который бросается в горный поток, преследуя оленя, и не думает о своей гибели. На втором куплете ему пришлось встать на колени. Иногда, на особенно сложных местах, Ацуши так поступает – почти что становится на четвереньки, перенося часть веса вперед. Это не просто фансервис, таким образом снимается напряжение с живота, и звук из низов диафрагмы идет легче. Как мне видится, очень и очень многое из того, что делает Сакураи на сцене в плане движений, служит не только визуальной, внешней стороне дела: все эти наклоны корпуса, приседания, отброшенная назад голова – не что иное, как полу-инстинктивный, полу-заученный, выработанный за годы танец-на-службе-звука. Что-то облегчает внутреннюю боль и помогает расслабиться, что-то выталкивает звук с большей силой, что-то, наоборот, помогает этому самому звуку ложиться нежно, как январский снег в сумерках.
неумолимая работа тела, барабаны Толла, черные крыльяСитуация с «Seaside Story» повторилась и на «Boy Septem», с той лишь разницей, что там примочки с вокала сняли уже сознательно. В тот вечер Ацуши вырастал над собой, как штормовая волна над утесом, раз за разом, все выше и выше, делая с собой какие-то нечеловеческие, «неправильные» вещи, а потом пришло время «Django!!!», цилиндра, боа, колготок с полупрозрачными вставками и ботинок с красной подошвой. Подозреваю, этот образ, в котором, на мой взгляд, было очень много от холодного, трагичного «Romance» с «Атома», стал основной причиной для зрителей назвать шоу в Киото более удачным, чем лайв в Кобе. По крайней мере, выходя из зала, я слышала только про заманчивые колготки, что, впрочем, в случае Ацуши совершенно не удивительно. Чем яростнее он побеждает себя в плане вокала, тем с большим остервенением обсуждают его внешность, в этом, кажется, заключен извечный парадокс этого человека. Так было с «Climax Together», который был настоящей вокальной вехой для него, так было с выходом «Kirameki no naka de», так было с «Атомом» и так будет еще. Думается, в этом трагикомичном реверсе, как в волшебном шаре, запаяна неотъемлемая часть его сценического «я», и давать этому какую-то оценку бессмысленно и глупо. В этом есть лишь мои человеческие эмоции, не имеющие никакого отношения к «хорошо» и «плохо».
В Киото Ацуши разговаривал уже намного меньше, чем в Кобе, в Тотиги же залу не досталось ничего, даже представления сингла – только короткие благодарности и небольшое объявление группы.
Перед анкором, уже завернувшись в свой необъятный крылатый кардиган, Ацуши тихо и торопливо сказал: «За эти 30 лет были и болезненные моменты, поэтому послушайте, пожалуйста». И был «JUPITER», летящий над головами зрителей, чистый, непобедимо-молодой, как будто и не было всех этих лет, ибо бывает такая боль, которая, как соринка в янтаре, в первозданном виде переживает тысячелетия. И есть в этом правда, и есть в этом жестокость.
Настоящей жемчужиной ритм-секции в этом туре стала «Machine». Бит и бас довольно бесстыдно и прозрачно отсылают к эталону всех рокерских од машинам – «Highway Star» Deep Purple, за что, разумеется, нужно благодарить ани. Забавно, что изначально Толл приобрел установку Pearl, которую вот уже 210 лет использует один из его кумиров – Ян Пэйс – лишь по той причине, что она была дешевая. Но именно это определило будущий звук группы. И в словах ани о том, что его барабаны – это остов Buck-Tick нет ни капли бахвальства, только сермяжная правда. Его барабаны и манера игры – это то, что греет душу любого, кто вырос на музыке Deep Purple и Led Zeppelin, потому что когда Ягами Толл собрал свою монстр-установку из Pearl и Ludwig (инструментов второго своего кумира, Бонзо), на рок-горизонте взошло новое японское солнце старого западного хэви метал. Бонзо умер, а Ян Пэйс постарел, но, я уверена, они бесконечно бы гордились тем, что их Орифламму поднял человек с горящим сердцем, и старые песни продолжают жить в новых, на другом конце мира, но тоже на острове.
Толл стал использовать Ludwig начиная с Darker Than Darkness; как и Джон Бонэм, он ставит тарелки Paiste, сам же набор не отличается от того, что можно было увидеть у Deep Purple и Led Zeppelin: две бочки-баса, два том-тома, два хай-хета, снэр, тарелки, иногда гонг и т.д. Определяющая черта этих инструментов – очень тугой, плотный звук, который не нуждается ни в чем, кроме себя. Это еще одна причина, по которой Buck-Tick звучат, во-первых, очень сыгранно, будто бы в монолоит звука даже иголку не воткнуть, а во-вторых, очень тяжело, но не грязно. Это настоящий олдовый звук Старой Англии, который только улучшается пропорционально количеству выпитого барабанщиком.
Ударные, конечно же, тянут за собой бас, за басом ныряет в эту пропасть и Хидэ. Если по какой-то причине не танцевать на «Machine» или хотя бы просто не притопывать ногой, то это начинает походить на ночной кошмар, в котором за тобой гонится маньяк, ты безумно хочешь бежать, а ноги не двигаются.
Еще одна фирма, которой увлечен Толл, это Gretsch. Такие барабаны можно увидеть, например, на третьем «Climax Together». Когда-то это была очень успешная компания, ее инструментами пользовались многие рок-мастера, но нынче она переживает упадок, и верны ей лишь истинные ценители, в числе которых и ани. По случаю 25-летия группы Толл выпустил собственную модель снэра под лейблом Gretsch, которая получила много хороших отзывов.


В честь Бонзо Толл до сих пор использует палочки с его логотипом-символом. Не знаю, как у него не возникает проблем с авторским правом, LZ и ко в этом смысле славятся своей паранойей, но лично мне это кажется бесконечно правильным и справедливым.
***
Быстрые вещи анкоров сменяются «New World», на которую, кажется, падает вся усталость Ацуши, накопившаяся за вечер, и уходит он торопливо, разумеется, недовольный собой.
***
Из печально-забавного:
- Когда Ацуши объявлял Хидэ и прожектор высветил место, где он должен был стоять… его там не оказалось. Почему-то именно в этот момент Хошино-сан решил пообщаться с Ютой и полез к нему на верхотуру. Юта отчаянно пытался вернуть гитариста на место и подавал ему бешеные знаки. На третий раз его пассы руками подействовали, и Хидэ вернулся к себе под хохот зала. Это дело ему припомнили в Тотиги, народ стал смеяться заранее. Потому что когда Ацуши слишком устал, чтобы троллить Хидэ, все остальные делают это за него.))
- На «Speed» Ацуши отправился к Хидэ, чтобы спеть с ним пару строк, но ничего от Хошино не добился. Тогда он двинулся к Имаи-сану, но и тут его ждало разочарование. Через некоторое время Ацуши подошел к нему снова, и когда энтузиазм гитариста показался ему недостаточным (все это время Имаи пытался не толкнуть его локтем и доиграть песню), Сакураи-сан с силой пнул его бедром в бок. Не знаю, как эфемерный Хисаши не рассыпался от такого натиска, но отнесло его заметно. Вывод: если ты не поешь с акумой, тебя настигает демоническое карательное бедро. Поэтому лучше пой с акумой.
- Сакураи-сан даже не пытается делать вид, что все в порядке, когда у него выбивает монитор. Как только пропадает звук, он начинает строить рожицы и пожимать плечами.
***
Концерт в Тотиги, к сожалению, стал естественным продолжением серьезных проблем со связками у Ацуши. Было очень заметно, что стафф и группа пытаются максимально сократить время лайва: начали очень быстро, общения с залом не было вообще, перерывы между анкорами были минимальные, зато между песнями Ацуши давали возможность попить и немного отдышаться. Тяжелее всего, на мой взгляд, ему пришлось на «Seaside Story», к тому же, она отняла у него много сил перед другими сложными вещами. И все же… был невероятный «Coyote», теперь уже с покрытой головой в самом начале, был «COSMOS», который вновь прорастил мертвое дерево стен весенними цветами. А ведь у нас здесь все еще цветут целые поля космей – желтых, белых, розовых, хотя уже заметно похолодало и в воздухе запахло увяданием.
К слову, об увядании и управлении стихиями, которым владеют поэты. Перед концертом в Киото сады в городе действительно подсгнили…

Злополучную «ILLUSION» в Тотиги все-таки заменили на «JUPITER».
В Тотиги Ацуши почти не танцевал, двигались только его руки-волны и нежный, облачный подол. Больше всего он был похож на черную золотую рыбку-вуалехвоста, которая рассекает водные слои с мнимой легкостью, будто в тайной истоме. Мне очень нравится его нынешний макияж, очень естественный и вместе с тем словно припыленный у темных век и от природы темных губ, он обнажил все экстремумы его лица своим почти-отсутствием. Мимика – это летопись эмоций человека, хронология движений его души, это самые правдивые знаки, самая беспристрастная плата за внутреннюю злобу или внутренний свет. Складочка на переносице, изгибы возле губ, оттого что его улыбка всегда дрожащая, всегда в движении, то на один бок, то на другой, вечно она кривится, то набегает, то прячется, словно морской прибой, еще робкий поутру. И вот, все это проступило с какой-то новой стороны.
Вообще, после Атом-тура есть чувство, что окончательно отболело-отпало что-то старое, сношенное, расправились новые черные крылья, то кожистые, то птичьи, а то насекомовидные, блестящие, как у жука. Вчера одно крыло было подбито, но это был прекрасный полет, смелый и честный.
Кажется, многое стало жестче, с хрипом, с рывком, как-то неумолимей к себе. И в то же время к нему прихлынула какая-то очень терпеливая, отеческая нежность. Мудрая нежность понимания.
Удивительно наблюдать, как меняются с годами вроде бы маленькие детали аранжировок. Например, у «Machine» появилась новая фанковая вставка. Стало больше псевдо-классического гитарного органа, многие песни стали как будто выше, и через этого почти-Баха, ближе к небу, ближе к богу, как та самая Вавилонская башня.
Появились новые вокальные детали, например, в «COSMOS» слова «…ai dake ga» поются с низкой-низкой короткой хрипотцой, а дальше голос плавно уходит наверх: «…soko ni aru». А в «Coyote» строка «onegai mou ichido» теперь выходит с каким-то отчаянно-нежным выдохом, разделенным на две части, очень особенным. В киноленте Тарковского «Ностальгия» есть такой знаменитый момент, который потом использовал Иньярриту в «Выжившем»: из статуи в храме, из-под ее одежд, из самой груди вылетают воробушки.

Так вот кажется, что из груди Ацуши в этот момент, во время этих «mou ichido», вырываются птицы. Надеюсь только, что они уносят с собой хотя бы часть его боли.
вне поста: читать дальше
В Кобе звук был в целом хороший, там был большой и удобный зал. В Тотиги тоже нормально, но тут уж другие проблемы были(
все равно жалко - любые неполадки же заставляют группу нервничать
Действительно главная волна впечатлений после концерта, по крайней мере, в японском интернете, состоит из восхищения тем, как все было красиво и какой он сам прекрасный, поющий "Сапфир" на коленях. Вот солнце встает на востоке и садится на западе, и так было и будет, и будет то, что Ацуши будет совершать вокальные подвиги, но обсуждаться будет что-то вроде его ног в колготках. Об этом всем, вообще о видении себя самого на сцене он все написал сам, к этому нечего добавить.
"Machine" имеет примерно такой же эффект, как "Highway Star", когда слушаешь ее в машине. Нога каким-то волшебным образом сама давит на педаль газа сильнее, и кажется, если не поедешь быстро, этот ритм просто сведет с ума, так он зудит под кожей.
Вообще все сложилось в этой группе. Кто-то вдохновлен олдовым звучанием и стремится к получению этого звука, кому-то интересно все новое, кто-то более классичен, кто-то более экспериментален, и все это складывается в единую картину, работает как единый организм, все невероятно плотное, подогнанное друг к другу. Такое тотальное ощущение точной спаянности.
И, на самом деле, я не удивлена появлением таких вещей, как "Jupiter" или "Coyote" в сетлистах, потому что не коснуться этого в юбилей нельзя. Это неотъемлемая часть Ацуши. Хочется верить, что эти выпускаемые на свободу птицы-чувства и правда немного облегчают его боль и несут на своих крыльях его любовь.
Как мне видится, очень и очень многое из того, что делает Сакураи на сцене в плане движений, служит не только визуальной, внешней стороне дела: все эти наклоны корпуса, приседания, отброшенная назад голова – не что иное, как полу-инстинктивный, полу-заученный, выработанный за годы танец-на-службе-звука.
Помню, в R&R68 он сетовал, что на концертных фотках у него крокодилье лицо, но не делать его он не может, потому что иначе не сможет извлечь из себя нужные звуки. Так что, наверное, действительно, не только лицо, но и определенное положение тела ему в чем-то помогает петь так, как он хочет.
После неприятного инцидента с «ILLUSION», который произошел у Ацуши, прошло слишком мало времени, чтобы можно было говорить хотя бы о частичном восстановлении.
Вообще, не знаю... может, просто дело в том, что я стала чаще обращать на это внимание, но создается впечатление, что в последнее время проблемы со здоровьем и голосом у Атсуши стали почти неотъемлемой частью процесса записи и концертов. И запись, и тур — это большая нагрузка, конечно. Да и Атсуши склонен иногда эксплуатировать свой голос самым мазохистским образом (вспомнить хотя бы Yellow Pig, бэк-вокал к которой он хрипел голосом Уоттса, после чего, по его словам, долго не мог восстановиться). Или, может, дело в его конституции. Интересно, как другие вокалисты справляются с подобным. Просто я больше ни за кем не слежу, поэтому не в курсе, насколько это распространенная проблема. Как-то немного тревожно за его горло.
Еще одна фирма, которой увлечен Толл, это Gretsch.
Кстати, кажется, именно Gretsch Толл подарил студии в Такасаки.
Юта отчаянно пытался вернуть гитариста на место и подавал ему бешеные знаки.
Ааа, вон что за момент изображен на этом арте ))
Юля, большое спасибо за рассказ!
С телефона эмоции, увы, не передаются)
Это правда. Всегда за них переживаешь.
Бес Печали, на здоровье!
Anarendil, "Сапфир" был классный и был бы еще лучше, если бы в Киото, например, на вокале было бы слышно хоть что-то, кроме фальцета и примочек на микрофоне. Не понимаю, что на нем творится со звуком, три раза подряд что-то нехорошее. Зато колготки, конечно))
Зато все три раза были прям бриллианты. Например, "Ноктюрн".
Pikopiko,
Рада, если было интересно!
может, просто дело в том, что я стала чаще обращать на это внимание, но создается впечатление, что в последнее время проблемы со здоровьем и голосом у Атсуши стали почти неотъемлемой частью процесса записи и концертов.
Мне тоже так показалось.
Просто я больше ни за кем не слежу, поэтому не в курсе, насколько это распространенная проблема.
Конечно, голос - хрупкая вещь. Насколько я наблюдала, проблемы у вокалистов, которые подвергаются серьезным нагрузкам, возникают довольно часто. Это и перетруженность голосового аппарата, и осложнения после простуды, потому что очень часто ничего нельзя отменить и травма накладывается на недолеченную болезнь. И еще этот расшатанный метаболизм, когда они то не могут есть или сами себя ограничивают, чтоб банально не стошниться во время выступления, а то объедаются до потери пульса, потому что энергии потрачена уйма. Здоровья это не прибавляет. А еще психосоматика. Никто до конца так и не может внятно объяснить, почему от стресса и потрясений пропадает голос, а такое случается очень часто. У Зыкиной умерла мама, она ведь несколько лет не могла петь вообще. У меня подруга разбилась на машине, голос пропал на два года, не могла записываться и выступать. Мне кажется, у Ацуши целый комплекс вот таких проблем, одно на другое. Он очень нервный и ответственный, нагрузки большие, а возраст уже не дает восстанавливаться так быстро, как раньше(( Но нервничать себе не запретишь, не все могут как тот же Кавамура. У него очень прагматичный подход. Врачи сказали не петь рок? Окей, не буду, буду беречь голос. Ну и вообще, его, по-моему, даже атомная война не выведет из равновесия.
Кстати, кажется, именно Gretsch Толл подарил студии в Такасаки.
О, надо посмотреть.
Ааа, вон что за момент изображен на этом арте ))
Ага)) Не понятно, что такого срочного понадобилось Хидэ от Юты, что он бросил все и полез к нему, несмотря ни на что)) Ацуши наблюдал с интересом
Зато колготки, конечно))
Это прямо целый пласт вот таких моментов in a nutshell. Вокал плохо слышно, но восторгов от этого номера больше всего.
Я думаю, самые бриллиантовые - это те, которые ему действительно удобнее всего петь, в которых голос течет свободно, как река, и которые вещи его мира. Ноктюрн от и до - очень Аччановская песня, не смотря на то, что вся от и до скроена Имаи. Имаи прямо рухнул в черную воду)
Мне кажется, у Ацуши целый комплекс вот таких проблем, одно на другое. Он очень нервный и ответственный, нагрузки большие, а возраст уже не дает восстанавливаться так быстро, как раньше((
Кстати, да. Тут, наверное и впрямь все в кучу. И нервозный склад личности далеко не на последнем месте. Нервы вообще очень много сил забирают. Раньше он отчасти снимал на концертах стресс алкоголем, а теперь-то нет. Плюс, как он сам говорил, он часто пренебрегает техникой в пользу эмоций.
не все могут как тот же Кавамура.
Именно о Кавамуре я и подумала как о противоположном примере :3 Правда, я слишком мало его слышала и слишком мало о нем знаю, чтобы делать какие-то выводы, но ты сейчас сказала про его прагматизм, и мое субъективное ощущение подтвердилось ) О том, насколько по-разному они с Атсуши подходят к пению, хорошо слышно по одной только Dakishimetai. Кстати, вспомнился эпизод про Дастина Хоффмана и Лоуренса Оливье. Хотя, возможно, параллель не вполне корректная )
О, надо посмотреть.
Да, точно, это была Gretsch. Вот заметка про это.
Не понимаю, что на нем творится со звуком, три раза подряд что-то нехорошее.
О не-е-е-ет... Я надеюсь, хотя бы ко времени трансляции из Будокана все уладится. На 13-м этаже Сапфир так эпичен! Так хочется еще один эпичный Сапфир! T__T
Да, что делать, склад характера уже не перекроить. Да и это уже был бы не Ацуши.
Кстати, вспомнился эпизод про Дастина Хоффмана и Лоуренса Оливье.
Кстати, есть такое дело!
Кавамура - да. читать дальше
Да, точно, это была Gretsch. Вот заметка про это.
Спасибо!
Я надеюсь, хотя бы ко времени трансляции из Будокана все уладится.
Я тоже. Аранжировка потрясная, это выход Юты. Улетный бас. Там видно, что все круто задумано, но черт, вообще куплетов не слышно.
Спасибо тебе.
Все смотрят на одно и то же. Каждый видит другое. Ты поворачиваешь видимое всем другой стороной, которая, в основном, прячется в тени, оставаясь важнейшей составляющей. Everything illuminated.
ага, теперь как-то более понятно. Действительно, они с Атсуши совсем не похожи и к разному стремятся во время пения.
И в молодые годы Луна Си он пел просто как псих, на износ. Это было прекрасно и убийственно.
Было бы интересно послушать такое. Можешь что-нибудь посоветовать?
Огромное удовольствие их читать!
Да, это жизнь, со всеми рытвинками и кочками, тем она и интересна.
Pikopiko,
Попробуй послушать 1992 год этак, IMAGE и лайвы тех лет. Что-то типа этого:
www.youtube.com/watch?v=0KNyVUSC04M
www.youtube.com/watch?v=Cq1V7C1j40Y
А ведь он очень хорошо уже тогда знал вокальную технику и понимал, что так орать 10-15 концертов подряд нельзя) Но орал, в любую погоду и при любых обстоятельствах. По-моему, он тут везде в каком-то трансе, поет и прется от себя
Вот это были времена, конечно. Интересно, кто эти люди, которые пережили LSB-тур. Три звезды так вжаривали. Как жаль, что одной из этих групп нет и уже не будет, а другая on hiatus и потеряла интерес к самой себе(
MarleeneNord,
Я рада, что ты следишь!
Что-то типа этого:
Спасибо! Да, очень сильно отличается от тех современных записей, которые я видела. Молодость, она такая. Хочется покричать и побуянить :3
По-моему, он тут везде в каком-то трансе, поет и прется от себя
Ага, тоже так показалось )) Энергия из него там прет просто ваще.
Вот это были времена, конечно. Интересно, кто эти люди, которые пережили LSB-тур.
У тех, кто любил все три группы, вообще был передоз, наверное )) Но вот Атсуши как-то без особо энтузиазма говорил про этот тур. В том смысле, что выступать, понимая, что не все тут фаны B-T и, соответственно, не все рады их видеть, было не очень комфортно.
Это можно понять, все-таки формат непривычный, чужие поклонники. А вот Эндо понравилось))
И обнимать Ацуши тоже понравилосьНасколько я помню, там еще все офигевали от того, какие БТ странные, всюду ходят вместе, отдыхают тоже вместе, как их еще не тошнит друг от друга)))
Насколько я помню, там еще все офигевали от того, какие БТ странные, всюду ходят вместе, отдыхают тоже вместе, как их еще не тошнит друг от друга)))
Еще что-то такое было в совместном интервью Эндо, Атсуши и Кё )) Еще вспоминается недавний рассказ Нишикавы, как Толл, не желающий ехать отдельно от остальных мемберов, не пустил его на свое место в пятиместном автобусе, и Нишикаве пришлось ютиться у Атсуши на коленках :3
рассказ Нишикавы, как Толл, не желающий ехать отдельно от остальных мемберов, не пустил его на свое место в пятиместном автобусе, и Нишикаве пришлось ютиться у Атсуши на коленках :3
Точно))) Вот она жиза. Выходить отказывается Толл, а мужик на коленках - у тебя)) А чего так, попробовал бы к ани усесться, или к Хидэ, а мы бы поглядели
hako_otoko,
На здоровье)