月抜ける
Недавно Cayce, создатель портала This is NOT The Greatest Site, известный активист англоязычного фандома джей-рока, переводчик и журналист, представила вниманию читателей статью собственного авторства под названием «A Psychoanalysis of the Japanese Fangirl» (что примерно можно перевести как «Психологический портрет японской девушки-фанатки»). Статья довольно объемная и разделена автором на две части – «теоретическую», где Cayce рассматривает фундаментальные различия в психологии и культурном бэкграунде западных и японских поклонников рок-музыки, а также немного рассказывает о процессе зарождения японского рок-движения как такового, и «практическую», в которой представлена галерея психологических портретов типичных японских фан-гёрлз (очень в духе гоголевских «Мертвых душ», надо сказать).
Со статьей можно ознакомиться вот здесь: sites.google.com/site/lyricsyndrome/articles/fe...

А ниже я попытаюсь сформулировать те причины, по которым подобным текстам, на мой взгляд, следует задавать вполне определенные вопросы и подвергать их вдумчивой, последовательной критике, по возможности стараясь не попадать под очарование бойкого стиля автора и его довольно меткой иронии. Почему я считаю это важным? В первую очередь, потому что вышеназванная статья не только является типичным примером журналистского подхода к анализу социальных, культурных, исторических феноменов традиционных обществ Дальнего Востока, который широко распространен на Западе (особенно в США), но и содержит ряд приемов и фундаментальных идей, характерных для мира вполне себе научного, академического.
И прежде чем начать, мне хочется сказать вот что. Лично я испытываю большое уважение к Cayce как к организатору и активисту англоязычного фандома, ее заслуги перед западными поклонниками многих японских групп невозможно не оценить. Глупо отрицать также и тот факт, что она обладает большим опытом работы и общения с японцами, причем не только с поклонниками музыкальных групп, но и некоторыми артистами, вследствие чего ее размышления и наблюдения, как минимум, заслуживают внимания. Предисловие мое таково: не будемте обсуждать людей, станем же обсуждать идеи и поступки.
На мой взгляд, Cayce удалось весьма подробно и метко описать различия между тем типом поклонников, чье поведение мы в простонародье называем «адекватным» и типом людей, действия которых у большинства окружающих людей вызывают не только раздражение, но и физический дискомфорт разной степени тяжести, начиная от «неудобств» и заканчивая вполне реальными травмами, требующими врачебного осмотра. Однако цель всех этих описаний, градаций, взвешиваний и измерений свелась к чему-то, что навевает ассоциации со всякими неприятными –измами, поскольку все силы автора оказались брошены на попытку доказать одну простую вещь: носителями «адекватности» по большей части являются западные поклонники рок-музыки или японцы, слушающие западную музыку, а вместилищем пороков и всевозможных заблуждений – японские женщины, поддерживающие джей-рок и вижуал группы.
Тут, в первую очередь, надо сказать о методах этого мини-исследования, вернее, о причинах, по которым данную статью исследованием назвать никак нельзя. Чтобы сконструировать нечто, претендующее на анализ, необходимо оперировать определенным инструментарием и методологией, которые в обязательном порядке должны быть описаны автором. Любому журналисту, который не зря ест свой хлеб, это очевидно. Для примера можно взять работы Линор Горалик, которая живым и понятным языком пишет о субкультурах разных возрастных групп (См. статью: «Старое платье «королевы»: костюм девочки-лидера в позднесоветской подростковой среде»). Даже если статья написана «легко и ненавязчиво» и затрагивает разговорный дискурс, предполагает интервью, привлечение личного опыта, Горалик обязательно описывает методологию исследования. Сколько было информантов, что они собой представляют, в чем состояла суть вопросов, в какой форме они были заданы (письменной или устной) и т.д. Ничего этого в статье Cayce нет; ее работа зависла в странном положении между описанием сугубо личного опыта и претензией на последовательное журналистское исследование. По сути, в качестве доказательств нам предлагается набор историй, которые у рядового читателя вызывают вполне закономерные реакции – возмущение «неадекватным» поведением японок и приятное послевкусие от неозвученной похвалы (мы-то не они).
Например, чтобы доказать, что суть японского фанатства сводится исключительно к желанию физической близости к кумиру, приводится история о девушке, которая преследовала Масами Цучию на улице, затем прошла вслед за ним в мужской туалет, после чего выпрыгнула на него из-за угла с устрашающим возгласом и удалилась только после того, как артист настойчиво этого потребовал. Что мы можем узнать о японских поклонниках из этой истории? Да ничего, кроме того, что где-то в Токио живет девушка, одержимая личностью Цучии-сана и явно испытывающая определенные социально-психологические проблемы. Также совершенно не понятно, почему сталкерство описывается как типично японская черта, не присущая поклонникам из других стран. Честное слово, для чего каждому более или менее известному западному артисту вон те подкаченные парни в черном?
Много текста, нет картинок

@темы: гордые сыны Ямато, диалоги о Японии, BUCK-TICK, Востоковед-тамада

Комментарии
11.03.2017 в 15:26

it's all gone funny
Спасибо большое за то, что так подробно разобрала это все и так хорошо сформулировала. Все же очень жаль, что этот текст не прочтут те иностранные фанаты, которые читают Саусе и верят тому, что она пишет. А она занимается в данном случае тем, что закладывает ложный образ японских фанатов в головы фанатов западных. При всем уважении к ней и тому, что она делает для фандома - вот это было очень непрофессионально и более близко к возмущенной статье в низкосортной прессе, чем к серьезной журналистике. А если смотреть еще глубже - вот он, внутренний расизм белого человека, который в определенных людях неискореним. Эти люди образованны, воспитаны, умны, но где-то глубоко внутри все равно сидит это чувство превосходства белого человека над всеми остальными. И это очень печально. И наблюдать это от человека, который уже довольно долго живет в Японии, испытывает к ней интерес и любовь, совершенно удивительно.

Мы точно наблюдали какой-то другой мир японских фанатов, в котором мужчины не стеснялись того, что они пришли на концерт БТ, а девочки вели себя... да совершенно по-разному они себя вели. БТ вообще такая группа, на концертах которой поведение фанатов очень разрозненное.

Не могу уразуметь, зачем чисто западные реакции приписывать японкам.
Честно говоря, я такого не видела и в западном фандоме, только в определенном пласте русскоязычных фанатов. Тем более удивительны эти претензии.
11.03.2017 в 15:39

月抜ける
Anarendil,
Ты знаешь, у меня очень много есть бывших сокурсников и коллег, которые либо долгое время прожили на Востоке и вернулись, либо до сих пор живут, и я наблюдаю в их отношении к окружающей реальности некоторую цикличность. Вначале это очарование страной и культурой, все кажется удивительным и прекрасным (при условии, конечно, если они оказались там по своей воле, а не по принуждению), при этом, как ни парадоксально, в состоянии этого вот флера пишутся очень хорошие статьи и книги. Пусть они наивны местами и в них есть место предвзятому отношению, но они написаны человеком извне, человеком, который увлечен, но смотрит на эту культуру как посторонний, как хирург со скальпелем. И что очень важно - он еще не устал от этого всего. После флера наступает период отрезвления, когда люди начинают замечать мусор под ногами, грубость продавщицы в соседнем магазине и вообще, че-то как-то не рай. За этим периодом часто следует период смирения-примирения, когда человек начинает понимать, что везде есть свои плюсы и минусы, нужно научиться смотреть на это спокойнее и не требовать от чужой культуры удовлетворения всех своих потребностей. И вообще, никто ничему не обязан соответствовать - особенно твоим западным представлениям об адекватности. Вопрос только в одном - ты лично готов мириться с миром за окном или нет, он тебе не подходит, твои личные тараканы здесь умирают, пора уезжать. А некоторые зависают вот в этом состоянии раздражения. И поэтому ходят с универсальной линейкой и подвергают все жесточайшей критике.
11.03.2017 в 15:47

джедай-ситх
Интересные замечания! Действительно, так ведут себя все фанатки на всей планете. Хм... то есть не вообще все, а определенного склада характера и возраста. И потом фанаткам как-то принято так себя вести, что ли... Слишком общие суждения. А вот что на самом деле интересно - это взгляд японца на западных людей и то, какие они недисциплинированные. Интересная точка зрения! (хм... оффтоп - а если у японца рабочий день закончится в шесть, он уйдет домой не в шесть, а как доработает сегодняшние дела, выходит?) «The only people who had money and resources were American soldiers – and this is why Japanese people who grew up during the Occupation Period developed such a strange inferiority complex towards the USA, and a fascination with American culture, including American rock-n-roll». вот это почему-то было самое неприятное. И вообще, вот превозносится эта западная культура, и что? Она может быть тупо неинтересна, почему ей нужно увлекаться? (это почти риторическое, я прочла твой комментарий и понимаю, что там были причины на смену курса и прочее) Но объяснять восхищение японцев американской культурой лишь тем, что американцы жили в достатке и пользовались определенными благами цивилизации, все же не стоит ну вот обязательно, блин. Благодетели и все такое. Конкистадоры хреновы (прошу прощения) Черт подери, я наблюдаю подобный лепет на международных научных конференциях, когда студенты вдруг встречают автора, на трудах которых он буквально выросли. И не вижу в этом ничего преступного. можно, я не скажу, что чувствовала на концерте Queen?:) Как у меня крыша-то целая осталась, с такой-то логикой:) Так что я полностью с тобой согласна насчет любого возраста и любой обстановки, если есть ситуация "звезда-фанат" или "обожаемый учитель - преданный ученик".
11.03.2017 в 15:52

it's all gone funny
~McLaren~, да, пожалуй, так оно и есть. Поэтому некоторые люди, которые уезжают жить и работать заграницу (даже не обязательно на Восток, хоть в Западную Европу) и имеют возможность осесть там навсегда, все-таки возвращаются на родину, хотя объективно там условия жизни другие и возможно жить как-то комфортнее. Однако внутреннему состоянию не прикажешь, не совпадает оно. Но тут важно поймать себя на этом и отдавать себе отчет в том, что происходит на самом деле, а не начинать раздражаться на все вокруг.
11.03.2017 в 16:01

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
...и даже в дальние страны ехать не надо, достаточно городскому человеку попробовать пожить в деревне...
11.03.2017 в 16:33

Атсуши после возвращения из Лондона говорил: やっぱ外人の女は駄目だな!日本人に限る!

Спасибо за пост и объективность!
11.03.2017 в 16:36

джедай-ситх
Pikopiko, а для не читающих иероглифы?
11.03.2017 в 17:02

it's all gone funny
Pikopiko, как же допекли бедного японского юношу эти ужасные англичанки, что он так сурово высказался!)
11.03.2017 в 17:50

Сьюзен.,
駄目 — очень многозначное слово. Без полноценного контекста точно его не переведешь, иначе рискуешь присочинить лишнего. Словарное значение: непригодный, неудачный, никудышный, безнадежный и т. д.
Если сформулировать более-менее нейтрально, то получится что-то типа: «Все-таки иностранки не по мне! Нет никого лучше японок!».

Anarendil,
Фраза, увы, без контекста. Но каким бы он ни был, очевидно, что японки для Атсуши оказались предпочтительнее )
11.03.2017 в 18:30

~McLaren~,
Большое спасибо за такой замечательный анализ. Я полностью солидарна с твоими взглядами. Да, вопрос межкультурных различий, разницы менталитета очень непрост. Не все хватает мудрости об этом задуматься. Но человек, имеющий определенный опыт в этой сфере, тем более не должен подгонять реальность под свои стереотипы.
11.03.2017 в 19:33


11.03.2017 в 20:18

月抜ける
Сьюзен.,
(хм... оффтоп - а если у японца рабочий день закончится в шесть, он уйдет домой не в шесть, а как доработает сегодняшние дела, выходит?)
В общем, это считается негласным правилом хорошего тона)
Anarendil,
Короче, надо уметь вовремя выдыхать))
AnnetCat,
Именно!
Pikopiko,
Наболело :-D
Ого-о)) У Ацуши, похоже, тоже наболело. Обычно он как-то очень деликатно о женщинах высказывается, но, видимо, гайдзинки были слишком бесцеремонны, и он не вынес))
Diana_,
Не за что.
В общем, я считаю, что если назвался груздем, то полезай в кузов. Если ты журналист и выступаешь в качестве журналиста, то берешь на себя какую-то ответственность.
Tierra Heavenly,
:five:
11.03.2017 в 22:52

Пусть все будет хорошо, пожалуйста!
~McLaren~, - абсолютный офф топ, но не могу не))
13.03.2017 в 11:53

Господи !он же рыбы по гороскопу,это как же его надо было довести.Я аж услышала эти слова, его голосом.Хорошая статья,я не скажу что американцы тупые,просто они ведут себя немного не так , у них в порядке вещей, многие вещи которые меня раздражают.Вот допустим привычка везде нос свой совать)У меня есть одна фанатка, которая 24 часа говорит только о своих кумирах,это не возможно слушать , через пол часа хочется дать в морду.
13.03.2017 в 12:18

I feel Music like Water (c) Inoran
спасибо за цитаты и комментарии. Много думал.
14.03.2017 в 00:14

月抜ける
frosi,
Оооо! Я видела, да. Самая шок-терапия - это длина)) А седина даже интересно смотрится.
kasumi_maboroshi,
Да, видимо, иностранки произвели не самое радужное впечатление)
Neptune Lonely,
На здоровье. Хорошо, если это вызвало размышления, я рада.
14.03.2017 в 00:46

Пусть все будет хорошо, пожалуйста!
~McLaren~, - седина даже интересно смотрится - да! :vo: и я бы так и оставила))
но у Джона елки-обязательства съемки))
24.03.2017 в 15:38

У нас есть корабли.
~McLaren~, неожиданно я выбралась на дайри )
и как всегда у тебя очень интересно ) :kiss:
Со мной в японии не случалось каких-то неадекватных ситуаций, а уж на концертах и подавно, но это не повод говорить, что такого не бывает, как и говорить, что только неадекват бывает.
И да, тоже удивляют те, кто меряют всех по одной линейки, все же разные, везде живут по-разному, как так.
29.03.2017 в 02:09

月抜ける
frosi,
Ага! Ну, может, еще дозреет до перманентного эффекта))
per-se-i,
О, какие люди! :kiss:
Со мной в японии не случалось каких-то неадекватных ситуаций, а уж на концертах и подавно
А ты была и на "сидячих" концертах и на "стоячих", кстати?
29.03.2017 в 20:45

У нас есть корабли.
~McLaren~, :bigkiss:
да, увы, редко я тут :/
А ты была и на "сидячих" концертах и на "стоячих", кстати?
да, да, и там и там, все было окей, но мне конечно больше стоячие нравятся, потому что не такие большие залы

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии