
Знаменитые тории цвета киновари, Фусими Инари
конец этих бессвязных обрывков
День девятый

Оранжево-алые ворота над головой рано или поздно начинают сливаться в один длинный дырявый шатёр, уводящий всё дальше и дальше в горы. В том месте, где главная дорога делится на две малые (правый путь и левый, символизирующие выбор человека на жизненном пути), мы сворачиваем в бамбуковую рощу.

Чтобы лисы простили нас за шум и чужестранную речь, оставляем на алтаре подношение – небольшой пакет со сладостями.

Лес стоит на холме, а в низине – частные дома, небольшие фермы с ровными, словно по линейке расчерченными наделами земли. Каждый клочок засажен зеленью и овощами, деревьями, цветами или пряностями. Вода в каменном колодце буйно цветёт ряской, из канав тянет гнильцой. Жирная, влажная земля родит с упоением, которое граничит с неистовством, с одинаковой любовью лаская и посадки, и паразитов, кормящихся ими. Листья капусты похожи на нежнейшее брюггское кружево, на фату Грейс Келли, княгини Монако. Толстые слизни поедают листья дайкона и батата. Лимоны и мандарины с алой мякотью, уже переспелые, падают на землю. Ими лакомятся черви и прочие обитатели сада. Кожура цитронов, листья салата, сумрачная листва плодовых деревьев – краски земли едва ли не с болью впиваются в глубину зрачка. Стоишь и думаешь: и на свете-то не бывает таких красок, что это вы меня обманываете. Но никакого обмана нет, всё взаправду, и терпеливый художник из года в год изображает это буйство жизни на тканях юкат и кимоно.
К востоку от частных хозяйств расположилось местное кладбище. Старое, как сама лисья гора. Деревянные таблички с посмертными именами почернели от времени, многие крипты обветшали, но все без исключения содержатся в чистоте и порядке. Редкие посетители стоят на коленях перед семейными могилами, прибираются, опустошают почтовые ящики, предназначенные для писем с соболезнованиями. И вдруг какие-то мальчишки на велосипедах пролетают через всё кладбище на такой бешеной скорости, что за ними летит порыв свистящего ветра.
Снова идём в гору. Останавливаемся у святилища Инари – зажечь по свечке и ударить в колокол.

А на самом верху уже сумерки. Инари скалятся из каждого угла. Кто злобно, а кто хитро, кто предостерегая, кто будто бы подбадривая. Куда ни глянь – везде они. В алых и светлых, полинявших уже фартучках, со свитками и волшебными шарами в зубах.

Нет сил спускаться вместе со всеми, решаем срезать и пройти к подножию горы напрямик, через лес. Весь путь вниз занимает не больше четверти часа, но когда сверяем наше местоположение по навигатору, вдруг оказывается, что мы находимся от храма аж в четырёх (!!!) километрах. Рассказывайте мне после этого, что истории про кицунэ – сплошь одни выдумки.

Идём к станции через один из кварталов фешенебельного киотосского пригорода. На улицах ни души, только чья-то холёная кошка сидит на заборе, горделиво поблескивая брелоком на ошейнике. В крохотных открытых гаражах, больше похожих на лошадиные стойла, ждут хозяев дорогие машины. Иккодатэ здесь выглядят массивными, построенными на славу. Почти у всех есть сады и мансарды, засаженные карликовыми соснами, баньяном и багряником, по каменными стенам ползёт виноград и асагао. Тишина ревниво скрадывает звуки, проглатывает их, чутко охраняя людской покой. В иных владениях расстояние от забора и до двери дома едва-едва дотягивает до полуметра. Хозяева не унывают – выставляют бесчисленные кадки с цветами и деревьями на открытых балконах. Обжитой, слегка обшарпанный вид каменных плит и стен, старых замшелых клумб и чуть потемневшей штукатурки заставляет замедлить шаг.
В русском языке есть пословица: «Под лежачий камень вода не течёт». Обычно мы говорим это, желая побудить кого-то к действию или просто из прихоти покритиковать за лень, отсутствие старания и инициативы. У японцев есть похожее выражение: «Лежащий камень зарастает мхом», но посыл у него прямо противоположный. Если человек живёт на одном месте, он обрастает всякой утварью, он заводит друзей и семью, он сам покрывается той самой патиной, которая и делает вещи прекрасными. Ведь если блестящая прежде посуда потеряла свой глянец, значит, ею пользовались. Значит, она служила людям и приносила пользу. Японцы любят красивые вещи, красивую одежду, фактуру, ручную работу, приятную телу и глазу. В них совершенно не развит стыд за «порок вещизма» и «накопительства». Но они всегда избегают ненужных покупок, им нравится, когда вещь постоянно чувствует руку или на ней задерживается взгляд, если она действительно служит. С этим чувством построены эти крохотные дома с крохотными гаражами и крохотными машинками в них. Каждый сантиметр пространства организован и обустроен в соответствии с сокровенными чаяниями хозяина, это его крепость, его ревностно оберегаемое гнездо. И не важно, сколько часов эти люди проводят на работе, и чем они зарабатывают себе на чашку риса и мисо: торчат в офисе, стоят за прилавком, надрываются на заводе или умирают на сцене. Приходит время и эти орлы и орлицы летят назад, кормить птенцов, укрыться за этими стенами – порой ужасно тонкими – спастись от мира среди покоя и красоты маленьких уютных вещиц.
День десятый
В этом году осень припозднилась. Некоторые жаловались, что жаркая погода в некоторой степени лишила их радости любования клёнами, поскольку листья не успевали покраснеть и сразу же начинали сохнуть. Но ведь это и было то самое indian summer, о котором пел Эндо Рёичи своим матовым грудным голосом.

Download Ends INDIAN SUMMER for free from pleer.com

Городской парк Киото
День одиннадцатый
Едем в первом вагоне поезда. Между нами и кабинкой машиниста – лишь тонкое бронированное стекло. Два пацана и одна девчонка лет шести прилипли к нему лбами и глядят во все глаза, что же там происходит, в этой ужасно навороченной кабине с сотней кнопок и рычажков. Кто управляет этим бесшумным космическим кораблём? А управляет им совсем молодая девушка, круглолицая, белокожая, с тугим пучком на затылке и крохотной заколкой, которая помогает удерживать на голове форменную фуражку. Рука в белой перчатке без устали сверяет на камеру время прибытия поезда. Состав подходит минута в минуту, не раньше не позже. Перед отправлением машинистка высовывается в окно. Компьютер компьютером, а человеческий глаз всё же должен перепроверить – все ли зашли, не ударят ли двери кого-нибудь.
«Сугеее», – беспрестанно повторяют дети. – «Ваааа!»
Вечером оказываемся в Токио. Нас обнимает осенняя прохладца. Парк Уэно уже весь засыпан опавшими листьями.

День двенадцатый
Японские дети взрослеют скачкообразно. Мамы с лицами просветлённых бодхисаттв таскают их на себе лет до трёх, на спине или на животе, спелёнутых, совершенно обездвиженных, а потом – бум – и они ходят. Лет до четырёх-пяти кормят рисовой кашей с ложки, а потом – бум – и дети орудуют палочками быстрее них. Дети растут как трава, предоставленные естественному процессу выживания и взросления. Без носочков и шапочек в осеннюю стужу, они облизывают грязные пальцы и жуют игрушки, которые только что уронили. Они редко плачут, ребёнок в истерике, как и мамаша в истерике – это событие, которое, впрочем, никого не волнует. Японские мамы напрочь лишены стыда за своё чадо перед окружающими, и именно это является одной из причин отсутствия эмоциональной бойни, которая перманентно происходит в России – в магазинах, на улицах, в общественном транспорте. В течение десяти минут наблюдала, как девочка лет четырёх возила по полу полотенце, а потом с упоением его сосала, пока мама покупала билет на поезд. Пару раз мама предупредила своё чадо, что полотенце всё-таки грязное. На ребёнка это не произвело особого впечатления. Когда мама купила билет, они обе, чрезвычайно довольные, пошли за мороженым.
День тринадцатый
Стою и смотрю, как на сцене раздевает себя Ацуши Сакурай, совершенно бесстыдно, не сказала бы, что доверчиво, скорее просто потому, что не может иначе. Пока он поёт, пока вынимает из своей диафрагмы чистый звук, он совершенно обнажён, до самых костей. Но стоит ему замолчать, стоит погаснуть свету, откуда-то из глубины сцены доносится немного запинающееся «домо арригатто». Инструмент бездействует, шлюзы закрыты, сосуд пуст, до тех пор, пока снова не заиграют ребята в чёрном. Человек, созданный из максимумов, из одних только пиков и высот, сочетание которых и рождает эту странную внешность, это почти болезненное впечатление, как будто тебе в нутро насильно посветили прожектором. Длинные руки, непропорционально большие глаза, большой рот, тело, превращённое в машину звукоизвлечения. Грудная клетка так сильно выдаётся вперёд, что это заметно даже в свободной одежде.
Когда отвратительный человек выходит на сцену вывалить на тебя отвратительное, ты уходишь словно бы облитый помоями. Но когда об ужасных, просто кошмарных вещах рассказывает человек, который сумел сохранить внутреннюю чистоту, покидаешь зал с раной, которую залили йодом. Было больно, но кровь потихоньку начинает подсыхать.

Девочка играет черпаком для омовения рук у входа в храм Фусими Инари. Вода в этом колодце такая чистая, что ее можно пить, но дети обычно ею только брызгаются
@темы: Визуализация, Мужчина-вода, гордые сыны Ямато, диалоги о Японии, Фоторужьё, восточная хитрость
О Б О Ж Е.
Захлебнулась твоими словами, ты давно так не говорила, этого так не хватало.
Это прекрасно. Так по-японски и по-русски в одно мгновение.
Спасибо.
Ты чудо.
читаю про Ацуши и раны, залитые йодом
ком в горле...
нет слов
Это так правильно и хорошо сформулировано. И как же все-таки прекрасно, что этот человек решил петь. Что его, именно этого человека с такой судьбой, охватило это буйное, неумное желание петь и он всего себя этому посвятил и свое тело превратил в инструмент. Это пение, эта возможность изливать и изливать свою боль - и не только боль - это все случилось так правильно и хорошо для него.
И все-таки это какой-то выход в космос, выброс в другую реальность на 4-5 минут, а потом ты снова тут.
Фушими Инари все-таки бесподобное какое-то место. И все остальное, каждый момент, каждый маленький маячок - захватывает. Индиан Саммер выглядит таким умиротворяющим.
Очень интересно про лежащий камень, который обрастает мхом, то есть, человек, который обрастает связями. Недавно читала про жилье в Корее, там автор поста упоминала интересную вещь, мол, многие живут в съемном жилье, потому что часто приходится переезжать из-за ротации кадров в компаниях. Людей все время перебрасывают, чтобы они как раз не обрастали связями на работе и не было блата. Это так жестко, на самом деле, особенно для тех, кто с трудом вливается в новый коллектив.
В них совершенно не развит стыд за «порок вещизма» и «накопительства».
Мне нравится, как у них вещизм и накопительство не связаны с чрезмерностью. У человека будет много вещей, но не будет СЛИШКОМ много. Или каких-то вычурных, странных вещей, слишком богатых и броских. Люди ценят очень простые, добротные вещи.
И какое все-таки завидное философское отношение к детям. Мы такого просветления наверное никогда не достигнем, потому что сами не умеем быть такими спокойными, какими хочется чтобы были дети(
Мне казалось, я тут как раз уже тонны всего написала за последнее время и всех утомила))
Это всё они. Оно. Я не виновата!
frosi,
Чудесная песня, правда? Голос вот прямо танцует, так плавно льётся, сразу представляешь его движения при пении. Атмосферная вещь. И эти ретро-клавишные как из 70-ых.
Anarendil,
Ну правда, к нему пришёл, посносился этим потоком с одной стороны, но с другой стороны это какая-то совершенно не стареющая энергия, смесь полудетской жажды жизни и очень взрослого, но всё равно не циничного взгляда на вещи.
Людей все время перебрасывают, чтобы они как раз не обрастали связями на работе и не было блата.
Да, это ужасно. Наш друг рассказывал, что действительно, большинство снимает, но всё-таки есть много программ, по которым ты можешь платить кредит за жильё, не надрываясь. Люди настроены на покупку своего дома в конце концов.
Мне очень импонирует отношение японцев к вещам. Они уверены, что вещь должна приносить радость и эстетическое удовольствие. Именно поэтому там хочется купить всё. Всё так красиво сделано и упаковано, завёрнуто в тысячу бумажек и пакетиков, чтоб ты открывал и радовался, чтоб тебе нравилось держать это в руках. Но при этом всегда чёткое ощущение того, что вещи для людей, а не наоборот. Я очень люблю красивые и функциональные вещи, вещи с историей, с хорошей энергетикой. И мне никогда не казалось, что это плохо. Любить хорошие вещи. Просто у нас с советских времён остался какой-то неизбывный стыд за эту любовь, мне кажется. Ну и чего греха таить, западный человек склонен к гипертрофии. Если любит одежду, то 10 шуб. Если украшения нравятся, так на все пальцы надену!
и ваши кружева из слов - простых и ясных, но пленительных необыкновенно!
спасибо!
Люди настроены на покупку своего дома в конце концов.
Да, все-таки как ни крути, но всем, наверное, хочется иметь все-таки свое надежное гнездо. Если не дом, который себе там немногие могут позволить, то хотя бы приличную квартиру побольше.
Но при этом всегда чёткое ощущение того, что вещи для людей, а не наоборот.
Мне кажется, это в первую очередь связано с тем, что там делают не столько вещь ради вещи, ради сбыта, а именно - для людей, чтобы им было в кайф этим пользоваться. Там вообще как-то все для людей. В первую очередь - чтобы все были довольны, всем было комфортно и удобно. Это так потрясающе, даже не знаю, придем ли мы тут когда-нибудь к такому. Тогда наверное рай на земле наступит))
А у нас да, ну мне кажется, это опять же влияние советских времен. Ничего не было и все доставалось с трудом, зато когда дорвались - понеслось, 10 шуб, кольца на всех пальцах, километровые ногти и все прочее. Прямо какое-то из крайности в крайность. Когда же наступит момент, когда уже отношение к вещам станет здоровым и спокойным, но судя по золоту дворцов махровых времен и золотым унитазам нынешних времен, никогда не наступит))
Тонны - не тонны, но читать дальше
Нет, это всё они! Это они такие. А мы так, восторженные белые варвары
Anarendil,
Он ещё так на втором концерте подошёл к краю сцены несколько даже участливо, мол, ребята, отмёрзните. Ничего страшного. Я вас тут попугаю, конечно, посношу собой, но живыми останетесь. Так что давайте, ручки подняли, двигаемся
Хэвенли,
Я думаю насчёт книги эммм...какой-то. Когда покончу с диссертацией и статьями, которые должна сделать по плану. Пока что это меня гнетёт, потому что процесс защиты - это вовсе не процесс написания чего бы то ни было, а процесс таскания бумажек и войны с системой. Заранее проигранный.
Arall,
Просьбы и благодарности записывать?У японцев есть похожее выражение: «Лежащий камень зарастает мхом», но посыл у него прямо противоположный как интересно! Мне нравится отношение японцев к вещам. И да, мхом вот так порасти запросто можноВ таком магазинчике я бы пропала на целый день и разориласьОн такой))
Lileia,
Алафиэль,
Лисы могут обидеться на что угодно!)) Считается, что они большие шутники и любят поиздеваться над людьми)
И что это за открыточки с лисами на одной из фотографий?
Это такие сувениры на стенку вешать. Ну или на дверь.
И вы были на концерте Атсуши? Хотелось бы об этом поподробнее
Так я уже писала об этом) Вот тут robertmclaren.diary.ru/p206924254.htm
Жизнь иногда так поворачивается, что получаешь желаемое совершенно внезапно. Вот, желаю его получить побыстрее
в одном из моих текстов Ацуши живёт именно на такой улице. И название простое - Тихая улица. %)
Говорят, в Японии всё очень сложно с адресами, нэ? ))
«Лежащий камень зарастает мхом»
ооооо, да. Воистину. Я это понял, когда готовился к переезду. Всего-то 7 лет прожил на папиной квартире, а "мха" наросло стоооолько Х-)))) Впрочем, я-то не шмоточник, я коллекционер. Подсвечники, марки, монеты, ракушки, блестяшки... Х-))))
«Сугеее», – беспрестанно повторяют дети. – «Ваааа!»
ахаха, я тоже любил припасть глазом к дырочке, процарапанной на стеклянной дверце водительской кабины в метро. *_______*
Японские мамы напрочь лишены стыда за своё чадо перед окружающими
знаешь, по-ходу, у меня сестра такая. За что и была осуждаема нашей общественностью в лице матери и ближайшей родни. -_- У нас как-то завелось, что маленькие дети "должны". Должны соответствовать возрастным требованиям - ходить, говорить, спать, учиться читать и писать по расписанию. Думаю, это связано с тем, что у их матерей нет возможности сидеть дома и заниматься с ребёнком по своему разумению. Поэтому напридумывали всяких "программ развития" и подгоняют детей под них.
Как-то так.
Теперь только и думаешь о том, какой банк ограбить, чтобы снова там оказаться
а ведь когда-то давно ты говорила, что вряд ли вообще поедешь в Японию... %))) уже не помню, чем ты это объясняла... но я очень рад, что ты открыла для себя этот "обратный мир", и что он тебе понравился не меньше Вьетнама и Кореи. )
приятная песня, голос... кого-то мне напоминает... %) но меня покусали пятеро из Канагавы, поэтому мне ни за что больше пока не зацепиться... %)
Тебе уже все сказали на тему того, как ты пишешь, я могу только присоединиться - было бы чудесно, если бы рано или поздно ты смогла написать книгу, дай боже, еще и издать. Я точно куплю. И буду хранить среди самых дорогих собраний слов.
Их мамы с детьми меня вообще ввели в состояние не только восторга, но и глубинной зависти, на самом деле. Я хотела бы расти в обществе таких мам и детей, и хотела бы своих растить в таком. За 12 дней я не видела ни одного плачущего ребенка, и это при том, что детей там завались, к тому же, я пошла в зоопарк в воскресенье. И дело не в том, что меня не напрягали эти дети вот вообще никак. Дело в том, что это довольные дети. И такие же довольные мамы, бегающие, смеющиеся, обожающие своих отпрысков без всякого стеснения. А еще мне понравились их папы. Никаких я не увидела ужасов, ооо, азиатский мужчина к детям не прикасается... Чушь, как минимум японские папы, когда не работают, с детьми носятся похлеще мам. И с мамами, кстати, тоже.
Хочу к лисицам. Очень хочу.
Lileia,
Это правда. В жизни всё порой меняется очень быстро. Спасибо!
Neptune Lonely,
Говорят, в Японии всё очень сложно с адресами, нэ? ))
Я не знаю, не сталкивалась. Мне кажется, всё нормально О____о
Насчёт детей, конечно, да. Многие наши мамы работают, в Японии работающая женщина с маленький ребёнком - скорее исключение. По крайней мере, до школы обычно они занимаются детьми сами, ну или отводят в садик на короткое время. Плюс распространено такое мнение, что муштры ребёнок ещё нахлебается, поэтому детство должно быть наполнено радостью и всяческими удовольствиями.
но меня покусали пятеро из Канагавы, поэтому мне ни за что больше пока не зацепиться... %)
Это же прекрасно
Nel6,
А ее все-таки пьют? Эту воду?
Конечно!) Всё нормально, выживем
Эх, спасибо, дорогая. На книгу нужно время. Много личного времени и тишины желательно. Надеюсь, такой период в жизни тоже наступит.
Никаких я не увидела ужасов, ооо, азиатский мужчина к детям не прикасается...
Да что за глупости. Где это такое рассказывают? Азиаты очень чадолюбивые, и на мужчин это тоже распространяется. Один мой клиент - вьетнамский бизнесмен с двумя маленькими дочками. Да это нежнейший папаша в мире. Эти принцессы из него верёвки вьют. Корейские и японские папы тоже любят проводить свободное время с детьми, все парки ими полны в выходные.
Хочу к лисицам. Очень хочу.
Ну, не в последний раз, как говорится!
Много где. Что азиатский мужчина к детям не приближается, бедные женщины тянут детей на себе все время, никакой помощи и поддержки, блабла. В общем, чем только наш человек не успокаивает себя пред лицом того, что так худо как мы живут только в совсем уж нецивильных странах. А так обосрал кого-то, придумал ересь, уже легче.
Надеюсь.
Надеюсь, такой период в жизни тоже наступит. - от всей души вам этого желаю!
и пусть спонсором-заказчиком книги выступит крупная российско-вьетнамская компания
Твою книгу я все еще читаю) Перед сном, потихоньку. Скоро уже конец.
Конечно, когда оно придет, никуда не денусь, но пока работа так изматывает, что донести себя до клавиатуры в принципе не всегда получается(
А так обосрал кого-то, придумал ересь, уже легче.
Это да(
Для меня, как для человека, сейчас совершенно неприкаянного, это вообще очень в точку, близко, понятно, и никакими глупостями типа свободы не убедишь меня в том, что вот этот мох - не есть самое главное.
Твоя правда. Я пережила переезд три года назад, но, мне кажется, до сих пор залатываю дыры. И это приятное занятие. И очень отрадно, что муж вьет гнездо с таким же светлым чувством. Вообще, я убеждена, что еще одна дичайшая глупость - о том, что домом должна заниматься исключительно женщина. Адекватный мужчина чувствует точно такую же потребность в обустройстве пространства, это вообще очень естественное желание человека.
frosi,
Спасибо!))
О боже)) Какие люди. Довольно много знакомых у меня там работает.
я не удивлена. Ваще, не советую связываться с проектами длинее 400 страниц. Вот... не советую)))
Не, ты не поняла. Когда оно ПРИДЕТ, ты не будешь доносить себя никуда - клавиатура сама будет прыгать тебе в руки в каждом перерыве. Ты не будешь есть, пить, спать, ходить в туалет, ты будешь только писать. Но, опять-таки... не советую)) Куда лучше просто поиметь время и достаточно покоя для того, чтобы писать. Потому что если писать вот таким захлебом, очень легко сломать здоровье.
Я боюсь считать, сколько раз за жизнь переезжала. Около двадцати. Из них дважды в другую страну и раз пять в другой город. Я в Эдинбург так вцкепилась потому, что почувствовала себя здесь дома - чувство, до того мне практически неизвестное по причине того, что я просто не успевала прижиться хоть где-нибудь. Отсутствие адекватного круга общения и неумение этот круг создать - тоже так себе результат. Поэтому очень хочу пустить корни и обрасти мхом, страшно хочу.
Дикая глупость, абсолютно. Мужчинам это жутко в радость, они обожают обустраиваться. И шмоточники они порой похлеще нас. Если мужчине все равно, значит, его не интересует ни эта женщина, ни это пространство.