
Прежде всего скажу, что лотерея с билетами в Японии – это лотерея в самом прямом смысле. Вышло так, что из-за довольно странного подхода к промоушену проекта билеты не были распроданы даже на финальный концерт. И поскольку билеты в партер, в том числе и на очень хорошие места, придерживались до последнего (очевидно, из-за стараний организаторов распределить народ по залу как можно более равномерно), на второе шоу мне совершенно неожиданно выпал джек-пот. Тринадцатый ряд в партере прямо по центру, аккурат напротив стойки фронтмена. (Не знаю, сколько придётся отрабатывать этот кармический долг). То есть, по результатам лотереи Фиштанка я получила второй этаж и не самые ближние места, а просто придя наобум и без особой надежды за полчаса до шоу, – самую что ни на есть передовую линию.
котоба-котобаАккустика в NHK hall, на мой взгляд, очень достойная, зрительские места распределены с умом, так что на самом деле и на третьем этаже обзор очень неплохой, а звук – в разы лучше, чем в партере. Эта мысль посетила меня ещё на первом лайве и подтвердилась на втором. Эхо, самые нижние басы, шум, лязг, треск, вся эта звуковая грязь оседает в яме партера, в то время как второй и третий этаж наслаждаются без преувеличения прекрасным звуком. Однако жаловаться на судьбу в моём случае, как минимум, грешно, поскольку не ясно какими судьбами мне удалось и к визуальной части прикоснуться, и звуковую составляющую оценить по достоинству.
Шоу были очень разные, несмотря на практически идентичный сет-лист - разные именно по настроению. В первый день всё, что Ацуши делал на сцене, было настолько очевидно направлено внутрь него самого, что большая часть зала довольно долго совершенно не представляла, как ей себя вести, как реагировать и как двигаться. Вокруг меня народ, как бы это сказать – растерянно пошевеливался. Так публика и провела два с половиной часа – несколько покинутая, в значительной степени дезориентированная, и форматом, и подачей, и тематикой, как мне показалось. Вообще для среднестатистического японца было много совершенно незнакомого и непонятного. Начать хотя бы с того, что перед концертом по залу разносились польские романсы 20-х – 30-х годов XX в. Уверена, что львиная доля пришедших слышала такое первый раз в своей жизни и, скорее всего, в последний.
Второй день снимали, и это, конечно, повлекло определённые изменения в подаче материала и поведении фронтмена на сцене, но весьма незначительные. Залу было подсказано, что головой мотать и руками шевелить – можно, подпевать тоже можно, а еще вокалисту очень нравится его команда, он иногда её трогает и обнимает. На этом «фан-сервис» закончился, так и не начавшись. Два дня подряд я была свидетелем очень грамотного, взвешенного, техничного и интеллигентного выступления человека, который получал видимое удовольствие от того, что он делает. Зал, между тем, действительно ожил, но не везде.
Так вышло, что значительную часть своего детства я провела в одном из «музыкальных» домов в центре Москвы, на Красной Пресне. Я множество раз наблюдала, как люди делают музыку – и с помощью инструментов, и с помощью своих тел. Эти люди, по большей части, конечно, академические певцы и исполнители, развлекали меня как могли, разрешали тыкать в их рабочее фортепиано и коверкать итальянские арии кошмарным детским голосом. Иногда они задирали футболки и показывали, что происходит с их телами, когда они поют. (Они это называли «орать». Не петь, а именно «орать»). А происходит там совершенно удивительная, скрытая от посторонних глаз внутренняя жизнь, чудовищная работа тела – физическая работа – результатом которой является звуковая волна. И вот там, внутри хорошего вокалиста так много всего происходит и с такой силой, что порой этот микрокосм просачивается наружу, сквозь мышцы живота и груди, и начинает казаться, что ты понимаешь, как это всё непросто устроено. Только казаться, конечно.
Ацуши с годами превратил своё тело в потрясающий инструмент, это слышно и видно даже с расстояния в тринадцать стульев. Когда он поёт, с ним довольно трудно находиться рядом, потому что то, как он аккумулирует в себе эту силу, эту энергию, оно же об тебя ударяется, а ты совершенно не готов. Его нога всегда ищет ритм, его тело постоянно вибрирует от внутреннего напряжения, а на расстоянии, там, где звук уже красиво ушёл вверх, к потолку, всё во власти впечатления невероятной лёгкости исполнения, и в какой-то момент и вправду начинает казаться, что ему ничего не стоит вынуть из себя такой огромный звук. И только стоишь с каким-то болезненным уколом удивления – как же неожиданно молодо звучит этот человек.
Вблизи, когда есть возможность понаблюдать, как Ацуши работает с воздухом и со своим телом, чуть лучше начинаешь понимать истоки его излюбленных движений, его пластики, которая зачастую лишь продолжение этой самой работы. Этот в прямом смысле труд меняет человека на протяжении всей жизни, растаскивает кости грудины, часто играет злые шутки с пищеварением и обменом веществ, и нередко вокалист попадает в ловушку заведомо проигранной борьбы с собственным естеством. Приятно видеть перед собой пример пусть хрупкого, но всё же равновесия телесного и бестелесного.
Стало, конечно, ясно, как безжалостно кастрируют звук на записях, как его лишают многих оттенков и объёма. Чисто интеллектуально это понимаешь всегда, но пока не услышишь собственными ушами, в полной мере ведь не огорчишься.
Мне очень понравилось, как была поставлена визуальная часть, и то, как была оформлена сцена. Группа играла на фоне поваленных ЛЭПов в виде перекошенных крестов, какой-то невнятной арматуры, но всего этого было ровно столько, сколько нужно, и ассоциативный ряд был интересный – этакое материальное воплощение техногенной катастрофы души. Вообще, несмотря на очень стильное и хорошо поставленное световое шоу, акцент всё равно всегда был именно на звуке, на очень разной подаче вокала и музыки. Громкое, скребущее, распадающееся на части, буквально разваливающееся и вдруг – совершенно слитный мощный звук, обманчиво легко взятые верхние ноты, какие-то удивительно юные на излёте.
Если вернуться к вопросу о материале, то здесь, конечно, очень интересно поразмышлять на тему того, что всё-таки в этом для себя усмотрела японская публика.
Один из самых ярких мотивов, который такие размышления стимулирует – это, пожалуй, французский театр ужасов и Гиньоль. Что такое Гиньоль многие молодые люди в Японии всё-таки знают. Благодаря манге «Guignol Kyuutei Gakudan» и фильму «Tokyo Grand Guignol». Это вообще самая распространённая и частая схема знакомства с определёнными культурными явлениями Европы в Японии. Не через литературу, отсылающую к первоисточнику, к родине этого феномена, а именно посредством конкретного японского автора, который это нечто определённым образом переосмыслил и подал в интересной и главное развлекательной форме. А если ещё точнее, то происходит это всё зачастую через мангу и анимэ. У меня есть знакомый японский юноша, который считал, что Экскалибур – это антропоморфный говорящий меч с отвратительным характером, потому что именно таким он представлен в манге и анимэ «Soul Eater», и этот молодой человек далеко не один такой на свете. С культурологической точки зрения это потрясающе интересно, я с трудом удерживаюсь, чтобы не начать мучить людей, выясняя у них на эту тему всё, что только можно.
С тем самым французским Гиньолем, гиньолем как концепцией, гиньолем не только марионеткой, а в принципе со всем этим ворохом наслоившихся смыслов и контекстов, Япония познакомилась ещё в первой половине XX в., и интерес этот шёл в купе с определённым вниманием к французской литературе декаданса.
Интерес, обращённый именно к первоисточнику, по крупицам осел в творчестве самых разных людей и в самых разных местах. Как что-то западное отзывается в душе думающего японца – это всегда большое удивление. А вся эта тема злой марионетки, кошмарного театра пыток, унижений, боли, вынесения на сцену чего-то отвратительного и пугающего – и с помощью игры людей, и через куклы – отклик в японской культуре нашла. И продолжает находить. Например, в Осаке, городе с собственной очень специфической андерграундной сценой, кстати говоря, есть магазин Гиньоля, где Гиньоль понимается именно в контексте культуры Франции начала XX в., а не как персонаж манги или современного кино.
Поскольку у Ацуши интерес к европейскому театру и к определённым западным авторам шёл и через оригинальные источники, и через конкретных людей (как на родине, так и на Западе), а у нынешнего японского зрителя в большинстве своём такого бэкграунда нет, то очень большой вопрос, что народ для себя вынес из всего этого, как оценил и оценил ли.
Как бы то ни было, и в плане музыки, и в плане текстов Ацуши извлёк на поверхность довольно большое количество каких-то даже надкультурных, архетипических вещей, интуитивно понятных и вызывающих отклик где-то на периферии сознания. Именно поэтому я здесь привожу некоторые собственные ассоциации, которые даже и разъяснять нет смысла, как и любые ассоциации вообще. Просто тянутся какие-то общие нити из разных концов мира, которые прошивают тебя – и вдруг того парня в Норвегии. Ну, почти как повторяющийся миф о Потопе в разных культурах, если совсем масштабно.
Вот, например, что очень созвучно было по тематике и по настроению вещам вроде «Spirit». Уверена, что Ацуши видел и слышал эту вещь.
Darren Lynn Bousman, "The Devil's Carnival", 2012.
Что-то вот такое неожиданно всплывало:
осторожно, большой вес




"Damselfrau" - Magnhild Kennedy
И что-то такое тоже прослеживалось:

Это, кстати говоря, игровой театр Гиньоля, там, где люди)
Напоследок скажу, что концепция альбома предполагала объёмное, зачастую раздробленное, многослойное звучание, и, конечно, на сцене силами группы в полной мере это воссоздать не удавалось, поэтому на определённых композициях было много сэмплов, например, в «Spirit», в «Cities in dust», в начале «Sayonara Waltz» и т.д. Это всегда было очень хорошо слышно и совершенно не скрывалось. Искомый эффект был достигнут, однако порой очень хотелось услышать сырой, обнажённый вокал, без всяких прицепленных эффектов и вне призрачного окружения записанного звука. Нужно отдать должное, и такого было вдоволь, например, на «Yokan».
Я знала, что на анкоре должна быть «Neko», но «Yokan» стала полной неожиданностью. Вернее, полной неожиданностью стало то, как мягко и легко в плане звукоизвлечения и в принципе вокала он был спет после всего этого театра ужаса и теней, крика, стона, очень сложных по структуре композиций, требующих большого напряжения сил.
@темы: Atsushi Sakurai, Аудиализация, гордые сыны Ямато, восточная хитрость, BUCK-TICK
Прихожу в себя.
что-то я все слова растерял, пока дочитал... *пошёл думать*
Все остальное невероятно интересное тоже. И я бы все-таки не стеснялась и трясла, трясла людей, чтобы они рассказывали, как происходит их знакомство с западной культурой, потому что этого можно набрать прямо на целую книгу. Историй в духе "как я узнал о рыцарях круглого стола из манги или аниме") И интересно, как японские авторы это берут и препарируют по-своему, и ведь Аччан тоже препарирует. Например, переведенные на японский тексты каверов, которые переведены не столько по смыслу, а сколько по его впечатлениям и ощущениям, грубо говоря.
И всю полученную из книг и прочих источников информацию препарирует и расставляет по своим текстов такие... назовем это "пасхальные яйца") Открыл такое - а оттуда целый первоисточник вываливается, типа Гранд Гиньоля или Фантомаса. Потрясающе интересно.
после всего этого театра ужаса и теней, крика, стона, очень сложных по структуре композиций, требующих большого напряжения сил
Меня удивило несколько наличие Вакусэй среди всего этого театра ужаса. Она наверное самая жизнеутверждающая песня.
Интонации?)) Нет, там всё было очень круто. И Ацуши был крутой, и ребята у него крутые, и техники постарались.
Neptune Lonely,
Ну, я туда, скажем, не за впечатлениями о Франции ехала
Anarendil,
Меня удивило несколько наличие Вакусэй среди всего этого театра ужаса. Она наверное самая жизнеутверждающая песня.
Наверное, на фоне этого всего и она тоже звучала мрачновато-пугающе местами) Энергично-надрывно уж точно. Меня как раз не удивило наличие старых песен там, я была с самого начала уверена, что что-то он обязательно достанет с Вакусеи.
Мне теперь интересно, он в караоке тоже так поёт, что его всего трясёт, а тебя прибивает к противоположной стене?))
что на самом деле там вокала еще куда больше, куда круче.
Вот это точно.
Я тебе уже говорила, я, в общем, готова была после получаса и на второй этаж идти. На этого человека вовсе не обязательно смотреть, его слушать надо.
С какими мыслями ты шла на концерт? Получила то, что ты ожидала?
Мне теперь интересно, он в караоке тоже так поёт, что его всего трясёт, а тебя прибивает к противоположной стене?))
Я так и вижу, как он сначала со смущением говорит, что вот сейчас ему нужно подготовиться, потом долго отключает всякие эффекты и настраивается, а потом открывается космическая бездна и понеслось. Я думаю, так все и есть, потому что, даже если он поет для развлечения, он не может себе позволить сделать плохо или даже просто в пол силы. Такой человек)
Я тебе уже говорила, я, в общем, готова была после получаса и на второй этаж идти. На этого человека вовсе не обязательно смотреть, его слушать надо.
Да, собственное, в этом и есть смысл концертов. Жаль, что там нельзя так просто выбрать место, когда покупаешь билет, все настолько закручено и заверчено.
"The Devil's Carnival" так сильно напоминает по своей атмосфере Спирит, прямо вот одна тема. Так интересно, сколько остается за кадром из того, что он читает, смотрит и слушает. Всегда это невероятно интересно было.
увела очень далеко и на иные этажи восприятия.
О, это правда! До сих пор всё это обдумываю и буду ещё обдумывать.
С какими мыслями ты шла на концерт? Получила то, что ты ожидала?
Я очень волновалась, но это было радостное волнение. Давно не была на концерте, который бы вот так ждала, который бы вызывал такие чувства. И мне, конечно, было всё интересно - как оно устроено, как оно работает, чего эти дяди делают, а те что. Не было никаких конкретных ожиданий, но если они и были - подспудно - я получила гораздо больше, чем могла представить. Думала, одна у человека энергетика, а она совсем другая оказалась. Были напряжённые моменты для меня, чисто психологически. Я не комфортно чувствую себя в толпе, особенно если она синхронно повторяет одно и то же движение в течение четырёх минут, а потом точно так же синхронно другое). Ну и в целом была немного чужой на празднике жизни, где все зачем-то рвутся к телу, когда рваться надо повыше и к звуку, на мой некошерный взгляд))
Спасибо и за компанию, и за разговоры, и за отчет!
Мне, как человеку далекому от понимания вокальных техник настолько же, насколько муравей далек от управления космической орбитальной станцией, особенно интересно читать мнения людей, которые в этом разбираются. Более того, меня будоражит это, потому что меня всегда, когда я слушаю Атсуши и особенно когда это происходит на концерте, преследует мысль о том, какой путь он прошел от человека, который никогда не пел, до того, что сейчас.
Спасибо за акцент на этой теме.
вот сейчас ему нужно подготовиться, потом долго отключает всякие эффекты и настраивается, а потом открывается космическая бездна и понеслось
Насчёт "Spirit" немного обидно в том плане, что он был весь такой Призрачного Парада главнокомандующий, и, по идее, группа должна была ему подпевать активно, но это было технически и физически невозможно хорошо сделать, поэтому он, как говорит Хелависа Андреевна, занимался вокальной шизофренией - пел сам с собой. Вернее, с сэмплами.
Nel6,
Ничего себе внятно и подробно, такой сумбур!)
Но вот сами концерты мне показались куда более сдержанными и вообще словно не о том.
Не-не, согласна. Я, скорее, про текстовую и образную составляющую говорила. Немного успела всё-таки изучить вопрос, а тексты там очень интересные. Конечно, не было везде прямо какого-то синхронного понимания текста, но всё-таки кое-где я знала, о чём речь идёт. И вот этот эффект породил много ассоциаций и высветил некоторые аллюзии интересные.
И вот в связи с этим будет особенно любопытно посмотреть ДВД. Не в том смысле, что оно - отражение, а как раз таки именно потому, что это будет в принципе отдельный продукт, как всегда бывает, не столько показывающий концерт-как-он-был, сколько являющийся самостоятельным произведением.
Согласна.
Спасибо и за компанию, и за разговоры, и за отчет!
Тебе спасибо, было очень здорово и как-то так на одной волне
Pikopiko,
Совсем не за что!
Я ехала в большей степени как раз за вокалом, за тем, чтобы хоть немного приблизиться к пониманию, как у этого человека происходит работа с голосом. Приблизилась, теперь страдаю))
Сумбур у меня, у тебя все чОтко )))
Да, тогда да, поняла. Я так тексты на слух не воспринимала, переводы читала, конечно, но это не прямое воздействие. И тексты да. Очень круто он соединил глубокие личные переживания с вот этой культурной эстетикой и традицией, оно прямо идеально легло. То есть, вот эта условная готика, чтоб не расписывать, у него существует не ради самой себя, а именно как отражение его историй, что бывает не так уж и часто, обычно антураж забивает.
Ага) Прекрасная волна )
Наверное, самое сложное - это заставить такое звучать чисто, потому что звук на альбоме довольно сложный, многослойный такой, в живую очень легко получить грязь. Вот где мастерство)
Спасибо, что послушали мою бездну, пошёл я домой.
Простите, что вас тут всех разбросало, я все уберу и пойду. Сяду на свой велосипед и поеду.
То есть, вот эта условная готика, чтоб не расписывать, у него существует не ради самой себя, а именно как отражение его историй, что бывает не так уж и часто, обычно антураж забивает.
Я тоже вот часто стала об этом думать. Что, безусловно, как у человека и как у артиста у него есть определённый круг интересов, весь этот мрачный театр, мистика, определённые художники, фильмы, но образы оттуда он использует лишь в качестве языка, с помощью которого выражает не их самих и не то, что аукнулось от их созерцания, а то, что заботит его самого. Для него это просто своеобразный код, шифр. Короче, трубка - это не трубка, как у Магритта.
Anarendil,
учитывая то, как записан альбом и учитывая японское стремление сделать все тютелька в тютельку как на записи, все это было очень ожидаемо.
Безусловно.
Однако у него глобальный провал в этом плане, как на записи сделать вообще не получается, потому что вокал у него такой же оголённый, как и он сам. И он всё делает для того, чтобы голос раскрывался в зале, я не знаю, как он успевает вдохнуть сразу в живот такое огромное количество воздуха, а потом так мастерски его тратить на звук, пока довольно активно двигается. И вот такие вот залы - не очень большие и не очень маленькие - мне кажется, лучше всего заставляют подобные голоса играть. Опен эйр его только калечит, причём физически, это не Мик Джаггер, а насчёт камерных помещений судить не берусь.
Чтоб сделать, как на записи, ему надо пустить фанеру от начала и до конца
Да, совершенно моя точка зрения. Это его поэтический язык. В конце концов, он и сам признавал, что Бодлер у них уже и не Бодлер, а куда больше, поэт, отрекшийся от солнца. То есть, имя нарицательное. Поэтому, кстати, его стихи вот так с ходу наскоком и нахрапом понять крайне сложно - для начала нужно изучить его язык, и я ни разу не про японский.
ПС. В тему к вашему разговору. Ты заметила, как чертовски великолепно он умеет петь вживую ТИХО, но так, что это ТИХО заполняет весь зал? Я нифига не понимаю в пении, но когда я вижу, как человек не надрывается и орет во все горло, а вроде ж как поет так тихо, что почти про себя, а эффект такой, будто небеса разверзаются, у меня случается катарсис.
Но скорей всего да, именно среднего размера зал подходит лучше всего, опен-эйр вообще не его тема, ну разве что только бодрые, танцевальные номера с БТ, но это вообще несерьезно в плане вокала.
В общем, Аччан. Больше концертных альбомов. Больше!
Я нифига не понимаю в пении, но когда я вижу, как человек не надрывается и орет во все горло, а вроде ж как поет так тихо, что почти про себя, а эффект такой, будто небеса разверзаются, у меня случается катарсис.
Есть такое. Это, конечно, и заслуга техников-звукачей, поскольку, как ты понимаешь, если вокал был бы выведен безруко, то мы бы его не услышали. Но в смысле самого звукоизвлечения, это его техника, очень грамотная и редкая на его родине среди рокеров и околорокеров. В отличие от подавляющего большинства коллег по цеху (я сейчас никого не хочу обидеть и не рассматриваю технику пения как единственное достоинство вокалиста), он поёт, грубо говоря, не пережимая, без лишнего напряжения и внутренних мышц, и голосовых связок. Воздух курсирует как надо, он не давится им. Я, если честно, до сих пор не понимаю, почему японские рокеры так любят грешить этим делом, возможно, им кажется, что такой вот пережатый вокал добавляет драматизма какого-то. Академические певцы и исполнители несколько других жанров, конечно, так себя не ведут. Ещё он очень поработал над своей дикцией и артикуляцией, у него очень объёмные гласные и всё чётко. Насчёт пережимания, у него тоже такое бывает, на быстрых вещах, которые не в его тесситуре, т.е. не в его комфортной вокальной зоне. Когда темп очень быстрый, а брать надо очень высоко. Всё-таки его голос не приспособлен к вещам типа "Dokudanjou beauty", тут и усталость сказывается, и общее напряжение, он начинает давить звук силой, это становится слышно таким металлом в конце фразы.
Anarendil,
как у Эндо в анплаггд.
Дыыыа.
Вступление в Сайонара Вальс ну просто космическое.
Кстати, опять же, на концерте оно не так звучало. Плак-плак.
Звукачи понятно, без их грамотной работы он мог бы хоть надрываться. Но таки да, ты мне пояснила по-человечески, большое аригато)) Есть такое дело у японцев - я только двух знаю, у кого этого нет, и как-то вот не сказала бы, что от этого у них меньше драматичности.
Мои знакомые, которых я этим вопросом (особенностями вокала японцев) донимала, давая им слушать тех, кого я слушала в то время сама, - а среди знакомых были и люди с музыкальным образованием, и сами поющие в академической манере, - все в один голос сказали, что японцы поют горлом, не задействуя грудной регистр. Включая и Сакураи, и Эндо, и прочих.
В то время как я же помню, что читала, как в каком-то интервью Атсуши говорил, что раньше - да, так и пел, ещё не умеючи, но сейчас (интервью не последних лет, а довольно старое уже) пою всем телом. А когда не в голосе, то приходится и дожимать, а что делать.
Я тоже в вокале не сильна, в смысле теоретически, поэтому хотела бы послушать на сей счёт других...
Если бы он пел только горлом, это бы звучало совершенно по-другому. "Японцы поют горлом" - это вообще как-то обобщённо очень звучит. Что же, ваши знакомые хотят сказать, что и академические певцы, и эстрадные исполнители все поголовно поют горлом? Я думаю, что чтобы серьёзно судить о подобных вещах, нужно не только западное музыкальное образование иметь, но и, как минимум, хороший опыт общения с японским вокалом, а также некоторые знания в области лингвистики. Именно лингвистики, потому что их манера звукоизвлечения очень тесно связана с языком, на мой взгляд.
Здесь я излагаю свои личные мысли, разумеется. Но и профессиональных певцов тоже спрашивала, как-то они не согласны насчёт горла.
А когда не в голосе, то приходится и дожимать, а что делать.
Это разумеется. Это хорошо слышно. Особенно, когда он чувствует, что ему не хватает уже ни сил, ни воздуха, он может ноту снять, а потом дожать через силу. У меня от этого сердце кровью обливается, но я прекрасно понимаю, что он играет по установленным правилам, деваться некуда. Сам знает, что себя калечит, а выбора нет.
В то же время подруга-певица говорила, что именно в мужском вокале её это напрягает, и её собственные связки напрягаются непроизвольно. А женщин-японок она нормально слушает (она анимэ любит).
Но попытки её допросить с пристрастием потерпели крах, потому что люди не любят говорить о том, что доставляет им дискомфорт. Не нравится - ну я и отстала. А мне нравится, и я поговорить хочу
Да, мне тоже казалось, что там всё завязано на язык и особенности звукоизвлечения, артикуляции и т.п.
В том числе этот эффект сдавливания, особенно на звуках у-ю почти у всех, особенно когда берут ниже. И другой эффект - когда вроде и всё хорошо, а впечатление, как будто поют, не открывая рта - чего у Атсуши как раз нет, меня от его голоса вообще не корёжит. От зрелого, во всяком случае.
А поначалу-то у них почти все песни были как скороговорки. И он точно так же давился на низких нотах. Я правильно слышу?
А поначалу-то у них почти все песни были как скороговорки. И он точно так же давился на низких нотах. Я правильно слышу?
Ну, тогда у него техники вообще никакой было, его швыряло туда-сюда. Конечно, давился. Но тут надо понимать, что у него тогда и голос ещё не созрел до конца. Несмотря на то, что у японских мальчиков голос ломается намного раньше, чем у западных детей, гормональный фон продолжает меняться лет до 23-25. Он искал и свой голос, и стиль, и возможности свои испытывал, да и не только от гормонов это зависит. Пока банально вес не придёт устойчивый, пока определённые физиологические изменения не произойдут - всё шатко-валко. Но потом, на мой взгляд, он очень правильные вещи стал делать, на самых ранних медленных вещах типа "Kiss me goodbye", да, там ужасно трогательный слабый полудетский голосок, но этот голосок уже гораздо меньше напряжён и зажат. Там уже какое-то понятие о дыхании появилось.
Но даже на концерте СТ, 93-го (27 лет), это всё равно было слышно, на Taboo, например - как бы скрежет.
Интересно было бы послушать Taboo в более позднем исполнении. Но, увы. Они же её, кажется, больше нигде не исполняли.
Эммм, скрежет, как вы выражаетесь, это не всегда признак именно неправильной техники. Это и усталость, и нездоровье, и просто особенности конкретного голоса в данный период жизни, а голос меняется постоянно, так или иначе. (Если я про то сейчас думаю). А вообще, концерт - это, конечно, порой единственный шанс оценить вокальную форму человека, но тоже неоднозначный ответ. Во-первых, концерт на концерт не приходится, во-вторых, они вообще почти всегда большую часть материала вытаскивают из финальных шоу, где голос уже значительно устал. Я не имела в виду, что после 25 лет с ним произошло чудо, и он всегда и везде запел прекрасно и удивительно в плане именно техники. Он работал над собой долгие годы, и его успехи в этом плане меня поражают. Однако всегда надо понимать, что он рок-певец, над ним довлеет и избранный образ жизни, и обстоятельства, и порой просто чудовищное насилие над своим здоровьем - опять же из-за определённых обстоятельств. Такой вокал не может быть стабильным по определению, но в своей лиге, на японской сцене - он нечто выдающееся и в плане того, как он развил свои способности, и в плане того, каким он донёс голос до 50 лет. Очень сильным и молодым, как мне показалось на последних концертах.
Да. Браво, Сакураи!
Я дискографию В-Т прослушала всю, и не по разу. И все доступные видео просмотрела от и до.
Никаких чудес - работа и ещё раз работа. Давшая изумительный результат. Это всей группы касается.
Я не столько про это хотела поговорить, сколько про общие особенности именно японского рок-вокала. Правильно ли я слышу кое-что. Но у меня уже четвёртый час ночи, пора спать :-)
Спасибо за ответы, может быть мне удастся на свежую голову ещё какие-то вопросы сформулировать :-)
Хорошо) Если что, буду ждать вопросы, постараюсь ответить - как смогу)
Спасибо) Действительно, Франция тут отличилась, но, кстати, и Германия. Эти две страны нашли у японцев особенный отклик.
А Вы разрешите сделать мне перепост на блоггере?
Да, конечно. Со ссылкой на блог - пожалуйста.