月抜ける
О понятии чистоты в японской культуре можно говорить долго, и конца этим разговорам не увидеть никогда. Начать можно с синто, потом перейти на «традиционную японскую культуру» и «уклад жизни», радостно в этом всём запутаться, ибо собственно религиозную составляющую от общекультурной в Японии отделить практически невозможно. Грубо говоря, многие японцы делают что-то согласно синто, отмечают праздник, например, или вот дома убираются каким-то особым способом, и думают, что это просто так в народе принято, а вообще они не религиозные, нет.
Всё там невообразимо переплелось, так что и сами японцы по этому вопросу пишут труды, весом и размером больше всего напоминающие натуральные кирпичи, и всё никак не допишут. Я про это всё говорить не буду, хотя всегда, например, хотелось написать, как мне импонирует японская культура мытья. Тереться-тереться мочалкой, обдаться горячей водой, а потом уже чистеньким забраться в горячую ванну и отмокать, греть кости и суставы, ноющие от этого вечного сырого ветра. Очень хочется научить некоторых своих соотечественников поступать таким же образом, бай зе вей.
А хотелось, в общем, сказать о ещё одной, весьма неочевидной грани чистоты, которую японцы очень ценят, и которую людям христианской традиции, пожалуй, труднее всего осознать. Вот у Танидзаки есть отличный пример:
«Все же, стремясь как-то приобщиться к той атмосфере, в которой она жила, он свел знакомство с женщинами этого круга, стал бывать в чайных домиках, пить там сакэ, в результате не раз влюблялся и приобрел репутацию гуляки. По сути, однако, все это было проявлением его тоски, поэтому он ни разу не влюбился серьезно, по-настоящему и вплоть до сегодняшнего дня все еще сохранил чистоту».
«Лианы Ёсино», Дзюнъитиро Танидзаки
Очевидно, что эта чистота не имеет никакого отношения к телесной невинности или, там, к количеству выпитого. Позвольте, он тусовался в питейных заведениях с женщинами и сохранил чистоту, вот что такое. Не свет, не доброту, не наивный взгляд на вещи. Чистоту. То есть, эта самая чистота не имеет никакого отношения к любовницам сомнительных профессий, неудачным бракам, развратным танцам на сцене, бурбону «Wild Turkey» и текстам про секс, секс, смерть и снова секс. Она лежит в совершенно другой плоскости и, тем не менее, уловима. Так легко уловима.

читать дальше
Всё там невообразимо переплелось, так что и сами японцы по этому вопросу пишут труды, весом и размером больше всего напоминающие натуральные кирпичи, и всё никак не допишут. Я про это всё говорить не буду, хотя всегда, например, хотелось написать, как мне импонирует японская культура мытья. Тереться-тереться мочалкой, обдаться горячей водой, а потом уже чистеньким забраться в горячую ванну и отмокать, греть кости и суставы, ноющие от этого вечного сырого ветра. Очень хочется научить некоторых своих соотечественников поступать таким же образом, бай зе вей.
А хотелось, в общем, сказать о ещё одной, весьма неочевидной грани чистоты, которую японцы очень ценят, и которую людям христианской традиции, пожалуй, труднее всего осознать. Вот у Танидзаки есть отличный пример:
«Все же, стремясь как-то приобщиться к той атмосфере, в которой она жила, он свел знакомство с женщинами этого круга, стал бывать в чайных домиках, пить там сакэ, в результате не раз влюблялся и приобрел репутацию гуляки. По сути, однако, все это было проявлением его тоски, поэтому он ни разу не влюбился серьезно, по-настоящему и вплоть до сегодняшнего дня все еще сохранил чистоту».
«Лианы Ёсино», Дзюнъитиро Танидзаки
Очевидно, что эта чистота не имеет никакого отношения к телесной невинности или, там, к количеству выпитого. Позвольте, он тусовался в питейных заведениях с женщинами и сохранил чистоту, вот что такое. Не свет, не доброту, не наивный взгляд на вещи. Чистоту. То есть, эта самая чистота не имеет никакого отношения к любовницам сомнительных профессий, неудачным бракам, развратным танцам на сцене, бурбону «Wild Turkey» и текстам про секс, секс, смерть и снова секс. Она лежит в совершенно другой плоскости и, тем не менее, уловима. Так легко уловима.

читать дальше
Да и даже если расстёгивает, то вниз обязательно футболка одета.
~McLaren~, на самом деле, это потрясающий пост и вам кажется удалось донести до меня эту мысль.
Я думала над этим, возможно еще это когда ты выплескиваешь свои чувства на сцене, отдаешь всего себя зрителю, а потом быстро прячешься за своими футболками, кошками и прочим. Одновременно отдавать всего себя и не отдавать ни капли.
В общем, это сложно выразить, но у вас получилось!
Спасибо)) Приятно знать, что кому-то интересно про такое читать. И вообще, что тоже размышляется на эту тему - очень радостно.
а вы подталкиваете к более бурным и углубленным размышлениям, прямо как сенсей
А вы подключайтесь)) А то тут столько молчунов - ходят люди, читают и молчат, прямо уже и не знаешь, что думать.
ПС: Ничего, если на "ты" перейдём?
а я по мере возможностей конечно буду подключаться
Я долго, очень долго думала над этим феноменом такой явственной "чистоты" в человеке, чья биография запятнана вполне конкретными вещами. Думала задолго до прочтения твоего поста, и даже по сути по собственным причинам, потому что не могла привыкнуть к тому, что меня так тянет к человеку, показавшему себя с такой стороны - тянет куда больше и сильнее, чем просто к певцу. Ну, собственно, эти "пятна" на биографии в принципе очень легко поясняются другими фактами этой самой биографии, так что тут и так не приходится говорить о пропащести и грехопадении и прочих глупостях. Но "чистота" эта, на сугубо мой личный взгляд, - это по простому так отсутствие цинизма. Не скептицизма как раз, не защитной реакции, которую вырабатывает шоубиз - потому что если не закрыться, шоубиз уничтожит. А настоящего цинизма, когда человек цинично относится к людям, миру и жизни, с пренебрежением, с чувством, что он все знает, с ехидством и полной потерей умения плакать. Мерзотная штука. Так вот то, что христианство так легко свело тупо к сексу, на самом деле этот цинизм и есть - потому что циничный человек способен исключительно на похоть, и потому склонен к разврату, но никак не на какое-то более глубокое и душевное чувство, которое многие именуют любовью для удобства. Это не значит вовсе, что не-циничный человек не может "оступиться" или вести образ жизни, не приличиствующий святошам - ни разу. Это вопрос того, способен ли этот человек на что-то большее еще, или же все его чувство сведено исключительно к цинизму. Это если говорить конкретно о теме этих самых биографических "пятен", но работает оно во всех схемах.Так вот чего я в Сакураи не вижу, так это цинизма. Он конченный эмпат. И запросто пишет стихи, в мире которых цинизму негде существовать. Вот лично для меня это и есть та самая пресловутая духовная чистота, свет, как угодно. И что-то мне подсказывает, что у японцев, у которых чувство и умение чувствовать так воспеты, это идет куда-то в том же направлении. Я не читала произведение, но в отрывке четко сказано - герой полез во все тяжкие для того, чтобы проникнуться атмосферой, в которой жила некая она. Он полез туда из-за какого-то чувства к этой "оне", видимо, "она" что-то для него значит. А не за циничным развратом. С чего бы ему, собственно, стать после этого грязным.
Ну и просто в продолжение, христианство же использует такие "пятна" для того, чтобы вызвать у человека чувство вины, сделать его послушным и трусливым. В Японии этот эффект, видимо, достигается другими способами, когда обществу нужно. Отсюда такая разница в понимании.
Сорри, что я с таким феноменальным опозданием, конечно. Но вот подумалось.
Ого, какой древний пост!)) Но тем интереснее.
В Японии этот эффект, видимо, достигается другими способами, когда обществу нужно.
Разумеется. Есть множество трудов, подобных работам Рут Бенедикт, которая называет Японию "империей стыда". Всё это, на мой взгляд, произрастает из глубинного, тотального непонимания того, что эти ребята, на том конце мира, в принципе по-другому видели мир и о нашем видении мира тоже мало что знали и понимали. А посему, тупость невероятная - выдрать из контекста одну какую-то христианскую категорию и начать ею мерить чужую культуру. И даже если мы не можем найти более удачного слова и нам так нравится "стыд", всегда надо понимать, что это совсем другой стыд, никакого отношения не имеющий к первородному греху и т.д. и т.п. Очень часто упускается из виду то, что поведение человека в японском обществе во многом регулируется сознанием себя как части целого, малюсенькой песчинки в одном большом море, и именно нужды большого моря, вот это вот "вместе сможем" и является главным регулятором поведения человека, первым кнутом и пряником. Не к проститутке стыдно ходить, не водку под забором жрать, а под поезд стыдно броситься, потому что движение будет парализовано, люди на работу опоздают, а семья еще и штраф заплатит. Если говорить об _этом_ стыде, то тут Ацуши, конечно, гуру. Он скорее умрёт от разрыва внутренних органов или от болевого шока, чем съёмки отменит и людей подведёт. Это да, это по-нашему.
А что касается чистоты, то я с твоим ходом мысли согласна. И вообще думаю, что несогласные могли бы появиться по той лишь причине, что в русском языке нет какого-то очевидного и адекватного антонима понятию "цинизм", и к "чистоте" мы приходим вот такими сложными путями и умозаключениями. Да и сам "цинизм", как выясняется, у каждого свой бывает))
Я могу вот так слоупочить, а врожденное чувство собственной важности не дает промолчать)) Короче, я могу появляться в старых постах.
Ну по сути не так уж важно, каков конкретный кнут конкретной культуры. Все как ты говоришь, кому что стыдно, кого что гнобит. А ни во что люди не верят с большей ряностью, чем в праведность и универсальность именно своего кнута. Потому что если признать, что кнуты бывают разные, тут же возникают новые страшные мысли, вроде "а что мне, собственно, дает мое страдание от этого кнута..." Дурные мысли. Можно плохо кончить. Критическим мышлением, не дай бог.
Очень трудно избавиться от стыда "напрягать других.". Чудовищно. По себе знаю. Лучше сто раз по борделям, чесслово.
Ну это все вопрос декодировки и деконструкции. Тем не менее, общие тенденции вычленить можно. По крайней мере, мы все эту чистоту чувствуем, несмотря на то, что все знаем про биографию.
Я вот тоже обсуждение перечитала, так интересно было)
Nel6,
Я только за твое появление везде и всюду!)) Правда, самой так интересно это все вспоминать, некоторые вещи очень в тему вспомнить и разворошить.