月抜ける
"Повесть о Гэндзи" Мурасаки Сикибу, она же "Гэндзи-моногатари" (всё же любят японцы слова из пяти слогов) удивительно легко читается под последний альбом Тори Амос и, кто бы мог подумать, под Сакурая. Да чего уж там, она и в тишине читается прекрасно.
Потреблять большими порциями эту квинтэссенцию чувственности и полускрытого, однако же возведённого в культ эротизма, эту оду красоте - мужской и женской, но в первую очередь, всё же, мужской - я не могу. Эта повесть написана женщиной, чья натура в высшей степени отражала идеалы своей страны и эпохи, в которую ей довелось жить. Её чувствительность и умение видеть скрытое в самых разных вещах обострены до предела, они воспитаны, взлелеяны нарочно. Её нервы оголены, она вся открыта впечатлениям и томится в этом чувстве. Томятся её герои, томится Государь и прекрасный принц Гэндзи, своей красотой способный удивить богов, томятся его друзья и его женщины.

Пара-другая картин оттуда:

Однажды в печальный сумеречный час, когда сеял мелкий дождик, Самми-но тюдзё, сменив серое платье на более светлое, пришел к Гэндзи во всем блеске своей яркой, мужественной красоты. Он застал друга у перил возле западной боковой двери, откуда тот смотрел на поблекший от инея сад. Дул неистовый ветер, внезапно хлынул ливень, но слезы, казалось, были готовы поспорить и с ним.
- Дождем ли, облаком ныне стала она - не знаю… - словно про себя произносит Гэндзи. Он сидит, подперши рукою щеку, а легкомысленный Самми-но тюдзё, восхищенно разглядывая его, думает: «Будь я женщиной, моя душа непременно осталась бы с ним даже после того, как тело покинуло этот мир». Он устраивается рядом, и Гэндзи, одетый по-домашнему небрежно, лишь поправляет шнурки. Он в чуть более темном, чем у Самми-но тюдзё, летнем носи, из-под которого виднеется нижнее платье, сшитое из глянцевито-алого шелка. Но и в этом весьма скромном одеянии он хорош так, что, сколько ни гляди, невозможно оторвать глаз.

* * *
Гэндзи-но тюдзё исполнял танец «Волны на озере Цинхай». В паре с ним выступал То-но тюдзё из дома Левого министра. Сей юноша, выделявшийся среди прочих как нежной прелестью лица, так и благородством осанки, рядом с Гэндзи казался неприметным горным деревом, выросшим подле цветущей вишни. В то поистине незабываемое мгновение, когда лучи заходящего солнца внезапно осветили высочайшие покои, а музыка зазвучала громче, стало ясно, что этот танец никогда еще не исполнялся танцором с таким несравненно прекрасным лицом и такой величественной поступью.
Когда же Гэндзи запел, собравшимся показалось, будто слышат они голос калавинки, птицы Будды. Право, столь трогательна была его красота, что Государь отирал невольные слезы, и скоро уже плакали все: и знатные вельможи, и принцы. Когда же, закончив петь, порозовевший от волнения Гэндзи поправил рукава и стоял некоторое время неподвижно, ожидая нового вступления музыкантов, он более, чем когда-либо, заслуживал прозвания Блистательный.
Нёго из Весенних покоев, недовольная столь явным превосходством Гэндзи, сказала:
- Не удивлюсь, если и боги и демоны восторгаются, взирая на него с небес. Не слишком ли много чести?

* * *
Гэндзи захмелел сегодня более обыкновенного, и его раскрасневшееся лицо блистало ослепительной красотой. В платье из тонкого шелка, сквозь которое просвечивало тело, он был так хорош, что престарелые ученые мужи, издалека поглядывая на него, роняли слезы. Когда мальчик допел до конца: «Вот бы мне взглянуть на нежные лилии…», Самми-но тюдзё, почтительно поклонившись, поднес Гэндзи чашу с вином.

читать дальше

@темы: Atsushi Sakurai, Визуализация, Аудиализация, Красное, чёрное, белое, BUCK-TICK

Комментарии
05.02.2012 в 01:05

Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Ох...
Ну ох же...
потому, что не могут не.
Именно.
Удивительно читать эти старинные повести...
05.02.2012 в 01:29

it's all gone funny
Не удивлюсь, если Атсу часто и много сравнивают с Гэндзи
Я когда читал отрывки, невольно перед глазами вставали сцены из Климакса. Конечно, может, слишком пафосное сравнение, но все же, очень точное. По крайней мере, в некоторых моментах.
Спасибо за отрывки этого текста, очень интересно. Хм, заметил, как они любят детально описывать одежду, любопытно)
И спасибо за информацию про птичку, очень познавательно ^^
05.02.2012 в 11:35

月抜ける
Эйрелл,
Удивительно читать эти старинные повести...
Правда. А в то же время так приятно и многое кажется понятным, хотя, конечно, мы никогда не сможем взглянуть на эту повесть так, как на неё глядели современники. Уже через сто лет после написания понадобились подробные комментарии, потому что читатели уже не знали многих реалий. Что говорить о нас))
Anarendil,
Я когда читал отрывки, невольно перед глазами вставали сцены из Климакса. Конечно, может, слишком пафосное сравнение, но все же, очень точное.
Со мной то же самое было) В конце концов японцы вот не стесняются пафоса, особенно, если он уместен, чего нам-то стесняться.
Хм, заметил, как они любят детально описывать одежду, любопытно)
Ага! Там прямо целые абзацы одной одежде посвящены бывают. Но это, мне кажется, не только потому, что они таким образом обозначают статус человека, а ещё и потому, что саму внешность ведь не принято было описывать. Вот она пишет: "Гэндзи был удивительно красив", а как он красив - не понятно. Редко-редко, когда что-то промелькнёт. Только встретилось мне сравнение Гэндзи с его сыном, что у него, мол, были нежные блестящие глаза и глянцевитые пряди волос. Ну, и про белизну лица и рук она частенько говорит. На этом всё. Видимо, чтобы это в какой-то степени компенсировать и показать душевное состояние героя, обстановку - домашняя она, или праздничная, как одет - небрежно или тщательно.
И спасибо за информацию про птичку, очень познавательно ^^
Я всё ходила вокруг да около этой песни, думала, калавинка - что-то до боли знакомое!)) Интересно, что заглавие сразу к буддизму отсылает, и вот переводчик в самом тексте буддистские аллюзии увидел, а мне прямо такой синтоизм там видится, несмотря на всякие "благословения", "я слишком стар, чтобы жить" и прочее. Я, кстати, с удивлением прочла, что Ачан вполне себе добропорядочный синтоист, не хуже прочих))) ходит на Новый год в храмы и безропотно отстаивает эту службу, приходит заранее, чтобы место занять. Только японцы так могут, в такой ужасной толкучке стоять или сидеть на коленях, да ещё душевное напряжение, ведь молятся же. Мне почему-то по его ранним высказыванием казалось, что он сознательно держится подальше от религии.
05.02.2012 в 12:57

it's all gone funny
~McLaren~,
Только встретилось мне сравнение Гэндзи с его сыном, что у него, мол, были нежные блестящие глаза и глянцевитые пряди волос. Ну, и про белизну лица и рук она частенько говорит. На этом всё.
Исчерпывающие описания)) Все-таки интересно, как они через описания одежды передают столько информации - обстановка, статус, внешность. А что с запахами? Про запахи тоже пишет?)
Мне почему-то по его ранним высказыванием казалось, что он сознательно держится подальше от религии.
Мне тоже так казалось, вот в какой-то ранней анкете был вопрос, верите ли вы в Бога, и он ответил, что нельзя верить в того, кого никогда не видел. С другой стороны, речь шла про единственного Бога, а я так понимаю, синтоизм подразумевает куда большее их количество, это скорее даже что-то типа язычества, религия, основанная на природе. Может, он как раз в синтоистских богов верит, но опять же, у них там буддизм и синтоизм так спокойно уживаются вместе, и японцы просто выбирают, что им больше подходит для каждого конкретного случая. В общем, тайна, покрытая мракой))
Но скорей всего, просто с возрастом что-то изменилось, у него такое во многих вещах прослеживается, во многом он изменялся с годами, что, в общем-то, неудивительно.
Но 1 января идти с утреца в храм, чтобы там отстоять всю службу - это сильно. Конечно, у них в НГ никто не засыпает лицом в оливье, но все же)))
05.02.2012 в 13:09

I feel Music like Water (c) Inoran
ооооо... это Сакурай-камисама... божество из сказок, которое является смертным, чтобы навсегда изменить их жизнь... ^__________^
05.02.2012 в 16:17

月抜ける
Anarendil,
Исчерпывающие описания))
Остальное додумайте самостоятельно, прямо собери-конструктор-сам))
А что с запахами? Про запахи тоже пишет?)
Нууу, запахи - это святое! Всё там благоухает и ароматизирует. Вообще так почитаешь, чем занят был двор - одними своими чувствами, искусством и эротическими приключениями. Больше ничего людей не волновало. Только как бы поинтересней ответить стихами на письмо, как сблизиться с понравившейся женщиной или мужчиной, соблазнить её или его, философские беседы и вечное эротическое напряжение) В общем, хорошо жил двор, завидую:lol:
С другой стороны, речь шла про единственного Бога, а я так понимаю, синтоизм подразумевает куда большее их количество, это скорее даже что-то типа язычества, религия, основанная на природе.
Ну да, в принципе, ничего удивительного в том, что он не верит в единого Бога, но вообще прямо эпатажное и максималистское высказывание для японца - нельзя верить в то, чего никогда не видел. Они постоянно этим занимаются))) С другой стороны, может, это он конкретно о христианском Боге так?
Синто - интересная вещь, потому что кроме веры в духов предков включает вот эту самую чётко выраженную и оформленную веру в богов и духов. А так в этом регионе все же поклоняются предкам, и китайцы, и вьеты, и камбоджийцы, и кто только не. У всех алтари дома - так странно было поначалу видеть такое во вполне современных квартирах. Везде современная техника, телевизоры-центры-компы, и тут деревянный алтарь предков, а на нём фотографии умерших родственников, палочки курятся, жертвоприношения стоят. Для нас это, конечно, во многом культурный шок - кормить умершую маму жертвенным рисом, молиться ей и просить помощи. (Хотя у нас тоже остались жалкие крохи этого культа, когда мы на поминках ставим фото усопшего, стопку водки и чёрный хлеб, это то же самое абсолютно, вроде как умерший придёт и с нами выпьет).
А насчёт веры в духов, очень правильное замечание увидела тут в одной статье про Японию, западным людям трудно впихнуть в голову одну мысль - японцы не верят в том смысле, в котором верим мы, то есть подкрепляем там свою веру или наоборот сомневаемся, они просто знают, что так есть. В дереве живёт дух, в воде живёт дух, в стуле живёт дух. Конец. Это данность) Особенно меня радует японская вера в то, что вещи, которые прослужили 100 лет, обретают душу уже окончательно, как бы оживают и могут навредить. Поэтому их нельзя бросать просто так, японцы свозят их в специальные пункты приёма, если хотят избавиться. Так трогательно, приезжают со своими старыми вещами, даже если им не 100 лет, и говорят: "Вот эта рисоварка...она так долго нам служила, но уже старенькая, позаботьтесь о ней!")))))
Конечно, у них в НГ никто не засыпает лицом в оливье, но все же)))
Лол да! Но в последние лет 10 в Азии наметилась страшная тенденция, которая пугает европейцев))) Они решили справлять ВСЁ. То есть начинают с Мэррри Кррристмас, потом НГ по солнечному календарю, а потом ведь ещё свой, Лунный НГ! Почки у людей не выдерживают...
Neptune Lonely,
Хыхы, по крайней мере, его литературное воплощение)
05.02.2012 в 17:07

it's all gone funny
~McLaren~,
Вообще так почитаешь, чем занят был двор - одними своими чувствами, искусством и эротическими приключениями.
Какая прелесть :-D Политика, экономика? Ой, да кому это нужно, у нас же тут куча дел, нужно подумать о стихах, об ухаживаниях за своими пассиями и все такое прочее)) Кому нужна эта низменная жизнь с ее важными делами, тут у нас все высокодуховное! XD
но вообще прямо эпатажное и максималистское высказывание для японца - нельзя верить в то, чего никогда не видел
Меня тоже этот факт очень смутил. Если речь идет про христианского Бога, то зачем они про него вообще спрашивают? Ну это все равно, что спрашивать христиан, верите ли вы в Будду, Аллаха и так далее. Это не их религия, what's the point. Могу предположить, что А-чан вообще это ради эпатажа выдал)
У всех алтари дома - так странно было поначалу видеть такое во вполне современных квартирах. Везде современная техника, телевизоры-центры-компы, и тут деревянный алтарь предков, а на нём фотографии умерших родственников, палочки курятся, жертвоприношения стоят.
Обалдеть, я представляю, как это выносит мозг неподготовленному человеку. Среди современного мира, его бешеного ритма, технологий и прочего - вдруг что-то такое вот древнее. Но азиаты так хорошо умеют совмещать традиции и современность. Они умеют и идти вперед, и при этом тянуть туда за собой то, что им необходимо, чтобы оставаться самими собой, что нужно, чтобы не нарушать традиции. Это как старые храмы у японцев среди современных новостроек.
они просто знают, что так есть
Вот да, у них это изначально в голове сидит. То есть, они даже не выбирают, как мы, верить или нет, они просто ЗНАЮТ)
"Вот эта рисоварка...она так долго нам служила, но уже старенькая, позаботьтесь о ней!")))))
:lol: Как трогательно. И что потом? Торжественные похороны рисоварки? Кремирование?)))
Они решили справлять ВСЁ.
Хахаха, даааа, ну они любят праздники, которые эстетически привлекательны. Как один русский парень из Японии писал - почему бы им и Рамадан не справлять, что ли))))
05.02.2012 в 18:26

джедай-ситх
Особенно меня радует японская вера в то, что вещи, которые прослужили 100 лет, обретают душу уже окончательно А почему бы нет? Правда, насчет "навредить" - это я сомневаюсь, а просто насчет духа времени... Вполне нормально в мое восприятие ложится... Кстати, у меня тоже было ощущение, что Атсуши и не такой уж верующий, и вот читаю... удивлена, если честно.Ну это все равно, что спрашивать христиан, верите ли вы в Будду, Аллаха и так далее. А что касается этой фразы, тут можно целый трактат наговорить, что христианский Бог и Аллах - это одно и то же, а Будда - вполне реальное историческое лицо и смысл верю-не верю просто пропадает. (Если сказала ахинею, прошу прощения) И вообще, что значит "верить"? Знать. Этот нюанс всегда с толку и сбивает (это я уже про себя начала говорить)Среди современного мира, его бешеного ритма, технологий и прочего - вдруг что-то такое вот древнее. Вот именно, среди современных технологий иногда хочется такой непроходимой древности, и чтоб так спокойно и сладко от этого стало... А нету.
05.02.2012 в 19:42

月抜ける
Наблюдатель Жизни,
равда, насчет "навредить" - это я сомневаюсь, а просто насчет духа времени..
Японцы зато не сомневаются))) У них даже произведение такое есть средневековое, даже с картинками, прямо как комикс. Называется "Цукомогами - гневные духи домашней утвари", там разозлившаяся меблишка и всякие принадлежности туалета даже на проезжающего мимо принца пытались напасть))) А потом все осознали свою неправоту и удалились в монашество, стали вести праведный образ жизни и много молиться:lol:
(Если сказала ахинею, прошу прощения)
Просто это всё очень спорно и достойно теологического спора, а я не теолог и не религиовед, но я бы не стала говорить, что христианский Бог и Аллах - это одно и то же, и что Будда - совершенно точно реальное историческое лицо))
Вот именно, среди современных технологий иногда хочется такой непроходимой древности, и чтоб так спокойно и сладко от этого стало... А нету.
Ну, для них это жизненные реалии. Хочется, не хочется, так они живут и другой жизни зачастую не знают. Молодёжь даже если не проявляет особого рвения, всё равно старается исполнять все ритуалы, а к старости народ практически поголовно становится очень верующим, делает большие подношения храмам, активно на службы ходит.
05.02.2012 в 20:23

月抜ける
Anarendil,
Какая прелесть :-D Политика, экономика?
Не, не слышал!:lol:
Меня тоже этот факт очень смутил. Если речь идет про христианского Бога, то зачем они про него вообще спрашивают?
Они там и про Марию спрашивали!)) Странные-странные японские тесты!)))
Могу предположить, что А-чан вообще это ради эпатажа выдал)
Похоже на то!)) Ох уж эти горячие юноши с их нигилизмом.
Они умеют и идти вперед, и при этом тянуть туда за собой то, что им необходимо, чтобы оставаться самими собой, что нужно, чтобы не нарушать традиции.
Дааа. По-моему, самый логичный и естественный выход в активно глобализирующемся мире.
Как трогательно. И что потом? Торжественные похороны рисоварки? Кремирование?)))
А вот я не знаю)) Наверное, совершают какие-то очистительные ритуалы, а потом утилизируют)) Но так трогательно, ооо) Люди переживают за свои телевизоры и магнитолы!
Хахаха, даааа, ну они любят праздники, которые эстетически привлекательны. Как один русский парень из Японии писал - почему бы им и Рамадан не справлять, что ли))))
Не говори. Меня когда вьетнамцы начинают, скажем, с Днём Св. Валентина поздравлять, у меня на лице принтед фейспалм. Я как-то ради интереса спросила, мол, а вы вообще знаете, кто такой Св. Валентин? Почему праздник такой? Лол, это было жестоко с моей стороны))) Конечно, никто и понятия не имел)
05.02.2012 в 20:25

джедай-ситх
Просто это всё очень спорно и достойно теологического спора Это точно,а потому зачем спорить? У меня вообще такой компот, что просто перекрою формулировку и все. Тут лучше не разбираться:) У них даже произведение такое есть средневековое Офигеть! Пытаюсь представить себе все это...Какая-то помесь Мойдодыра с религиозной проповедью в башке получается:) к старости народ практически поголовно становится очень верующим Это, по-моему, тоже общечеловеческое. К старости все туда вглядываются.
05.02.2012 в 20:35

джедай-ситх
Они там и про Марию спрашивали!)) Странные-странные японские тесты!))) Может, они просто универсальные, для любой страны, с уважением к любой культуре?юди переживают за свои телевизоры и магнитолы! Однако, да! Хотя самой старье жалко:) Ну столько же пережили, столько всего было, уже свое, привычное - и на помойку? В общем, смеюсь над этим, а выудишь что-нибудь в кладовке и пошло - ой, а то, ой, а это... Все равно все кончается помойкой:) Чтобы оставаться самими собой - нужно чтить традиции... (размышляет) Я это запишу, потому что мысль мне очень нравится! вьетнамцы начинают, скажем, с Днём Св. Валентина поздравлять Ого! Видимо, им лишь бы повод погулять:)
05.02.2012 в 22:01

it's all gone funny
~McLaren~,
Они там и про Марию спрашивали!))
И А-чан очень красиво провалился :lol:
Я как-то ради интереса спросила, мол, а вы вообще знаете, кто такой Св. Валентин? Почему праздник такой? Лол, это было жестоко с моей стороны))) Конечно, никто и понятия не имел)
:lol: Коварная, ты заставила их зависнуть! "Этого Штирлиц предвидеть не мог"))))))
06.02.2012 в 20:16

月抜ける
Anarendil,
Ну нет дела мальчику до христианского канона, лол, ну кто-то она там была, какая-то хорошая женщина, пусть будет первая!))))
Коварная, ты заставила их зависнуть! "Этого Штирлиц предвидеть не мог"))))))
Думаю, они ненавидели меня в этот момент...))
Anarendil,
Может, они просто универсальные, для любой страны, с уважением к любой культуре?
Думаю, это просто "для понта". У них ведь своеобразная мода на христианство, особенно на сами образы. Впрочем, в смысл конкретно этого вопроса я так и не врубаюсь. Зачем спрашивать, допустим, британских рокеров, кто такой Будда или кто такая Парвати?
06.02.2012 в 21:31

джедай-ситх
А вообще это интервью где-то прочитать можно?
08.02.2012 в 14:56

джедай-ситх
Спасибо!
08.02.2012 в 18:18

джедай-ситх
Прочитала! Любопытное интервью! А про Бога, мне кажется, действительно просто абстрактно, имея в виду любого бога/богов.
14.02.2012 в 17:38

бактикоманьяк
Блин,умыл чето глючит)))дай емейлик

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии