25 февраля в двадцатиградусный влажный мороз вся столица и не только ломилась в «Олимпийский», что было очень отрадно наблюдать, но не очень легко пережить. Звезды на небе стали зелеными, с ног от холода начала слезать кожа, Москва встала. Яндекс-карты показывали красные сосуды дорог и периодически выдавали всплывающие окошки комментариев – «words like violence…», «reach out touch faith»… Было ясно, куда стоим.
От души порадовались, что опоздали примерно на полчаса, лишние двадцать минут на продуваемой площади между мечетью и спорткомплексом в форме огромного бетонного блинчика стоили бы мне воспаления легких.
С «Олимпийским» всегда одна и та же история. Ты точно знаешь, что звук там лютое говно, ты знаешь это всю жизнь, но если какое-то время не оказываешься в пространстве его круглых колодезных стен, то это знание как-то притупляется что ли. Ты начинаешь думать: «Ну да, говно, но ведь ничего же. Это же Depeche Mode, они больше никуда и не приедут, нужно идти и терпеть». И вот ты приходишь, тебя начинает долбить басами по макушке, ты ни черта не слышишь вокал и в этот момент очень четко вспоминаешь свои прошлые ощущения. Все так же ужасно – по крайней мере, первые пять песен.
И все-таки «Олимпийский» для меня особенное место. Он был моей первой рок-концертной площадкой, первым окном в мир бесконтактной близости с теми самыми, первым трамплином ментальной и физической левитации. Мне было 11, а маме 31, она привела меня туда за руку, дала маленький черно-красный билет, напечатанный на глянцевитой бумаге, и сказала: «Сейчас будет круто». У мамы были кожаные штаны и золотистые кудрявые волосы до середины спины, она была ужасно красивая. Какие-то дядьки с бородами говорили ей вслед: «Ты зачем сестренку привела, бесстыдница, это не детское шоу!».
И тогда действительно было круто – слишком круто, чтобы я забыла хотя бы минуту из того, первого концерта. Уверена, если я закрою глаза, то без труда воспроизведу его от первой и до последней песни за кулисами собственных век. Я уже пробовала.
Прошло несколько лет, как-то вечером я пришла из школы, и бабушка сказала мне: «Маму сбила машина». Я села на постель и стала слушать, как именно маму сбивала машина, какой у нее теперь шов на голове и что с ней будет. Оказалось, какой-то урод летел по трамвайным путям и средь бела дня наехал на нее прямо на пешеходном переходе. Я тогда впервые почувствовала, как близко летает смерть, какая эфемерная малость разделяет тебя и ее, один момент – и вот она уже мазнула тебе по щеке своим ледяным оперенным крылом. Не правда, что для каждого слово «мама» значит одно и то же, не правда, что мама всегда самый близкий и родной человек. Но для меня это так. Не знаю, как люди живут без мамы, не знаю, как люди ее теряют – не хочу представлять.
Мама еще очень долго не могла переходить дорогу одна, я держала ее за руку. И как-то раз, уговаривая ее пройти на зеленый, пообещала, что отведу ее на любой рок-концерт, на какой она только захочет. Мама согласилась.
Выполнить это обещание оказалось не сложно, мама выбирает свои шоу очень придирчиво. У нее есть ее «самые-самые», она хочет только их. Поэтому в апреле, когда прилетит
Anarendil, мы всей семьей пойдем слушать Rainbow и смотреть на белый «Фендер» Ричи Блэкмора, а на Depeche Mode отправились вдвоем с А.
космос и смертное море
Глядя на Дэйва, я всегда вспоминаю слова моей возлюбленной японской художницы Фуюко Мацуи: «В некотором смысле я делаю то, что зритель не может сделать сам. Это похоже на то, как иногда люди время от времени думают о том, чтобы прыгнуть под поезд. В своем творчестве я прыгаю под поезд на самом деле. Это шок. Я делаю это для вас».
По-моему, точнее о творчестве, которое перебрасывает тебя за грань самых смелых, самых чудовищных предположений, сказать уже невозможно. И мне кажется, это то, что делает и Дэйв тоже. Он прыгает за нас под поезд, причем какое-то время он прыгал под него в гораздо более прямом смысле, чем многим бы хотелось. Очевидно, это то, что так привлекает в нем поклонников и мимо проходящих, несмотря на его самовлюбленность, несговорчивость и интенсивное воздействие на нервы Гора. Смерть, горе, сильная боль оставляют на невидимой, но хорошо ощутимой оболочке человека свой мерцающий след. И эту субстанцию очень соблазнительно бывает потрогать руками – ну, хотя бы виртуально. Ведь интересно же – как именно человек умирал, что он там видел.
Опасность возбуждает, чужое горение вызывает восторг, именно поэтому такой огромной любовью пользуются концерты начала 90-х, где абсолютно невменяемый, бледный, потеющий человек каким-то образом гениально попадает в ноты и интонационные подъемы, хотя сам уже практически в отключке. Эта непотопляемая музыкальность, конечно, еще одна причина восхищения.
Сейчас Дэвид, нежный отец и любящий супруг, страстно хвалит пение своей дочери, между делом поругивая себя. Я, дескать, годами, просто-таки десятилетиями, искал свою фразировку и интонирование. Врет. Господь ужасно несправедлив, кто-то действительно учится этому годами, но Дэвид купался в музыке с самого начала. И даже когда он, тощий школьник, мялся у микрофона в клетчатой рубашке, уже было понятно, что мальчик на своем месте. В противном случае Мартин так поспешно не экспортировал бы его к себе.
Несправедливо, но завораживающе.
Знаю, что многие ругают Дэвида за его сольники, за те песни, которые он написал для DM. Это не я. Многое из того, что он сделал, мне нравится, а «Cover me» так и вовсе отправляет в путешествие между воздушными слоями и сферами.
Хотя здесь, разумеется, виновата и черно-белая магия Корбейна. Песня, конечно, про космос, но в то же время совсем не про него, и Корбейн мастерски утрировал поверхностное, чтобы обнажить глубинное.
Тема космоса, который «настоящий», близка нашей семье по нескольким причинам. А. младший страстный поклонник Теслы, а А. старший многие годы мечтал совершить полет. Тренировался в Звездном городке, учился пилотировать самолет, свел знакомство с нашими космонавтами. В какой-то момент мы с мужем стали бояться, что однажды утром проснемся, а нам скажут, что А. улетел колонизировать Марс в группе добровольцев, которые туда, в общем, с концами. И как мы тут… без него. Но полететь не получилось.
Тогда А. придумал умную пряжку для космического костюма и отправил ее на орбиту – непосредственно на теле космонавта. Вот она, родимая.
Потом А. решил сделать костюм для Сары Брайтман, которая тоже собиралась лететь. Но она вдруг взяла и не полетела. Было обидно и за нее, и за нас.
Впрочем, уверена, что настоящего и ненастоящего космоса не существует. В конце концов, все это помещается исключительно внутри нас.
Вот что об этой песне сказал сам Дэйв:
"It's about a person who travels to another planet only to find that, much to his dismay, it's exactly the same as earth. It's a different planet but the same. He really can't get away from himself. If he wants things to change, he's going to have to implement it."
Что до лайва, то несмотря на акустический ад, мне было хорошо. Дэйв очень надрывался на первых порах, и было за него по-человечески обидно, но потом он как-то нашел в этой какофонии лазейку, и стало благостно. Мартин был Мартином, в этом смысле ничего нового не произошло. Очень порадовал видеоряд, А. особенно оценил клип на «Walking in my shoes», где молодой мужчина, внешне довольно прозрачно похожий на Гаана, наряжается в дрэг и влезает в самые неудобные туфли в мире после уродцев Леди Гаги. Из-за формы задника сцены изображение искажалось в нижней четверти, и это некоторым образом скрывало голую грудь артиста, так что создавалась полная иллюзия андрогинности. Этот случайный момент мужа очень впечатлил. В остальное время он по большей части жаловался на звук любимых песен и невзрачные костюмы артистов.
- Ну вот были мы с тобой на Buck-Tick, это я понимаю, шоу. Сцена раздвигается, арматура ездит, костюмы красивые. Вокалист в платье и ботинках с блестками. Вот это весело.
А.К. – азиатские критерии.
В общем, мистер Гаан, хотите впечатлить Корею, надевайте платье и блесток отсыпьте побольше. Это вы, конечно, прогадали. В остальном все было идеально.
А напоследок вот вам Дэвид, который нежнейше косплеит Тилля из самых своих утробных низов. Удобно, когда они у тебя есть.