Жизнь не стоит на месте, и нередко получается так, что специалистам по культуре тела приходится не только писать, рассказывать и показывать красивые презентации, но и уделять внимание собственной плоти, страдающей от всяческих напастей.
Не секрет, что японцы и корейцы, как и любой другой народ, имеют свои традиционные болезни, а также болезни, приобретенные в процессе знакомства с другими этносами. Так, в 16 веке голландцы познакомили Японию с сифилисом – до этого момента острова не были запятнаны этим тяжким недугом. Учитывая специфику сексуальной культуры и свободу, с которой японцы без всякого стыда посещали увеселительные кварталы, а также вступали в близкие отношения с равными себе по статусу, сифилис распространился практически повсеместно, как среди простолюдинов, так и в аристократических кругах. Христиане, миссионерствующие в Ямато, предпочли забыть, что именно на них лежит ответственность за эпидемию венерических заболеваний и поспешили японцев осудить. Сифилис, говорили они, болезнь в высшей степени позорная, поскольку свидетельствует о распущенности и падении нравов. Куда вдруг упали нравы японцев, было не ясно, поскольку ничего нового в плане сексуальных практик на островах не случалось вот уже тысячу лет, но европейцы настаивали. Под их влиянием правительству пришлось пойти на неслыханные уступки: публичные дома были переименованы в «съёмные номера»…На этом, конечно, всё и закончилось. В этот момент европейцы, пожалуй, впервые осознали, как ригидна и неподатлива в своей сердцевине азиатская культура.
Котоба Другая болезнь, выкашивавшая тысячи японцев в 19-начале 20 века, носит название каккэ, она же элементарный полиневрит, она же бери-бери. Связано ее появление было с повышением уровня жизни и со способностью простого населения покупать белый обрушенный рис, который практически полностью лишён необходимых витаминов. До этого бери-бери страдали только аристократы. Недостаток витамина В могли восполнить мясо, хлеб и молоко – то есть всё то, что японцы не ели. Может показаться, что в наши дни бери-бери стала страницей истории, но это не так. От ее симптомов страдают не только некоторые представители азиатских народов, но и европейцы, чрезмерно увлекающиеся модными японскими/корейскими диетами и забывающие, что белый рис – это по сути своей пустышка, просто способ наполнить желудок.
Вплоть до середины 20 века в Японии процветала традиционная медицина. Особенностью японской культуры является то, что различные нововведения никогда полностью не вытесняют древние практики. И то, и другое ищет пути сосуществования. Таким образом, народ до сих пор активно иглоукалывается, прижигается моксой и ездит на горячие источники, а аппендицит вырезает в хороших клиниках западного формата. Не секрет, что у многих азиатов даже развилась невосприимчивость к иглотерапии, поэтому такое лечение для европейцев оказывается более эффективным.
Соображения об источнике всех болезней у японцев менялись в разные эпохи. До эпохи Мейдзи основное внимание уделялось «киноварной области», то есть животу. (Отметим, что и душа, согласно буддийским соображениям, помещалась где-то в кишках). В медзийское время впервые возникли идеи о том, что причина всех болезней – голова. Стало модно болеть «расстройством нервов», теперь считалось, что тело болит у людей недалеких, духовно неразвитых, у интеллектуалов же страдает мозг. Целый ряд выдающихся писателей конца 19 – начала 20 века обнаружили склонность к подобным недугам и покончили с собой. Среди них Китамура Тококу, Арисима Такэо, Акутагава Рюноскэ, Дадзай Осаму, Кавабата Ясунари и многие другие. Общество в массе своей не осуждало их, и на высоком статусе писателей – уже посмертном – их болезни и решение покончить с собой не отразились.
Проблема распространившихся душевных расстройств не была надуманной. В первые десятилетия 20 века, когда стремительные изменения во всех сферах жизни японцев стали оказывать непомерное давление на представителей всех слоёв общества, оказалось, что справляться с таким чудовищным напряжением медлительный интровертный конфуцианец не способен. Люди стали обращаться к докторам с различными неврозами, участились случаи серьезных психиатрических заболеваний, началась волна массовых самоубийств.
Оказалось, что японец способен долго и упорно работать, но вот постоянно сталкиваться с переменами в привычном укладе жизни, причем кардинальными, он не способен без вреда для собственной психики. «Мы, японцы, были вынуждены за десять лет сделать то, что западные люди, с их выдающимся интеллектом и выдающейся физической силой, сделали за сто лет. И только естественно и неизбежно, что мы становимся невротиками, хотя мы и можем гордиться плодами нашего прогресса», – писал Нацумэ Сосэки.
Несмотря на то, что с того времени, как были написаны эти строки, прошло чуть больше ста лет, японская ментальность и по сей день обнаруживает известную ригидность и большую чувствительность к переменам. Белый человек ориентируется во время локального апокалипсиса гораздо лучше и быстрее. Японцы же нередко реагируют привычным образом – добровольным уходом из жизни.
Японцу непременно нужно время и пространство для рефлексии. Если он лишён и того, и другого, происходит внутренний надлом.
Потеря работы, положения, уход возлюбленной, порицание общества, проблемы со здоровьем – всё это может стать причиной душевной болезни с летальным исходом. Однако в наши дни факт обращения к докторам определённого профиля тщательно скрывается. Быть сумасшедшим уже давно не модно, поскольку это указывает на неблагонадежность и неспособность справиться с собственными проблемами в одиночку.
Уже во второй половине 19 века правительство Японии активно занималось созданием централизованной сети здравоохранения. С тех пор все решения по поводу того, каким должен быть японец нового времени, способный составить конкуренцию белому человеку, приобрели форму директив, поступающих сверху. В частности, было отмечено, что японцы в массе своей низкорослы и сутулы в плечах – именно в плечах, поскольку спину было принято держать ровно, за этим следили очень строго, а вот привычка вытягивать вперед плечи была, видимо, связана с постоянной готовностью кланяться и стремлением занимать как можно меньше места. В школах стали обучать европейским видам спорта, построили бассейны. Решено было принудительно поднимать японцев с пола, приучать правильно пользоваться западной мебелью. Оказалось, что телесная задача №1 – вырасти хотя бы на пару сантиметров и раскрыть грудную клетку.
И вот здесь японцы пришли к мисимовской идее человека сотворенного, человека, который презрев собственные физические недостатки, создал из собственной плоти нечто прекрасное, сильное и здоровое.
И вот, размышляя об этом, я не могу назвать ни одного человека, который поразил бы меня своей сотворенной физической красотой так же сильно, как Тошимаса Хара. Щедрость (и жестокость) природы в нем плавно перетекает в плоды многолетнего титанического труда. Из сутулого, неуклюжего подростка с непропорционально длинными конечностями, косоглазием и неутешительным диагнозом, пророчащим инвалидность, он превратился в настоящий карабуран, в демона бури.
Тошия человек не то чтобы скромный, но к показушным жалобам вовсе не склонный. В этом его качестве в полной мере проявился истинно японский характер: нет большой чести в том, чтобы рассказывать о собственных бедах. Так что о его недугах знают далеко не все поклонники, а они, между тем, любому человеку, даже не вынужденному заниматься такой интенсивной физической активностью, приносят массу проблем. Для меня Хара – это неиссякающий стимул в нелегком деле работы со своим телом, живой пример того, чего можно добиться, если есть желание жить, а не проживать свою жизнь.
Хорошо раскрытый грудной отдел выглядит примерно вот так: прямая линия от плеча до плеча, сами плечи едва заметно отклонены назад. Обычно это достигается различными упражнениями на скручивание. Также помогают йоговские асаны по типу раджакапотасаны.
Что такое тендовагинит, которым страдает Тошия, можно погуглить и в очередной раз восхититься возможностями человеческого существа к преодолению боли и собственной слабости.
А что такое межпозвоночная грыжа с угрозой паралича, я знаю не понаслышке. За то время, что мы с мужем вместе, я успела ознакомиться с десятками различных методик лечения позвоночника. Я знаю, как работает монгольский костоправ, французский хиропрактик, русский мануальный терапевт, китайский мастер иглоукалывания и даже сикх, который лечит спины тем, что бьет по ним саблей плашмя. В прошлом году мне даже удалось побеседовать с японским доктором, практикующим сейтай, и отвести супруга на сеанс массажа по этой методике. Надо сказать, это был едва ли не самый позитивный опыт лечения за все то время, что он был болен.
Вообще говоря, сейтай – это целая система воспитания здорового тела, которую создал сенсей Ногути Хорутика. Но мастерами сейтай называют не только тренеров, которые ведут соответствующие занятия, направленные на оздоровление и регуляцию движения потоков энергии в теле, но и мануальных терапевтов, которые помогают справиться с различными недугами.
Как правило, костоправы и хиропрактики действуют по принципу «выровняй позвоночник, затем приведи в порядок мышцы», что почти никогда не работает. После того, как все позвонки поставлены на место, мышцы, привыкшие к другому положению, «вытягивают» их обратно. Мастер сейтай придерживается прямо противоположной точки зрения: для начала нужно снять внутренние блоки в мышцах, в том числе энергетические, тогда они сами поставят кости на место. Сеансы сейтай не болезненны, в отличие от большинства традиционных способов лечения позвоночника.
Чтобы поддержать больной позвоночник и не дать грыже прогрессировать, врачи обычно советуют накачать мышечный корсет. Я уже не раз говорила о том, как нелегко это бывает сделать представителям азиатских народов вследствие определенных физиологических особенностей и рациона питания. Кроме того, мышцы, накачанные и раздутые сверх меры, теряют гибкость, что приводит к целому комплексу проблем. Именно поэтому, люди страдающие болезнями позвоночника, в конце концов приходят к йоге, и это их спасает.
Мой персональный вывод на данный момент заключается в том, что золотая середина, которая дает надежду на избавление от боли – это умелое сочетание тренировок для поддержания мышечного корсета, разработки растяжки и выворотности/подвижности суставов.
Казалось бы, ну зачем Ацуши Сакурай закидывает ногу на станок и делает батманы?
Зачем он делает вот так?
Опытный инструктор по йоге подтвердит, что тазобедренные суставы у азиатов гораздо более подвижны и лучше раскрыты, чем у европейцев, что связано со многовековой культурой сидения на полу. Очень часто восточные люди на первом же занятии без подготовки садятся в позу лотоса, а для белого человека такое упражнение может стать настоящим мучением.
Для чего все это вокалисту? Не портняжной же мышцей он поет, в конце-то концов. А правда в том, что если не будет хорошей растяжки ног и появится блок в тазобедренных суставах, непременно искривится позвоночник. Если искривится позвоночник, будет блок в грудном отделе. Из-за блока в грудном отделе не будет правильно работать диафрагма, и правильное дыхание (а значит и звукоизвлечение) станет невозможным.