Сегодня в Москве был первый большой осенний туман. Это значит, что мозговая активность должна срочно повыситься, а организм приготовиться к испытаниям. Всех сочувствующих и коллег по цеху поздравляю с Днем знаний! Давайте станем чуть-чуть мудрее и терпеливее в этом новом учебном году.
Посему - вот вам северная туманная музыка от моей дорогой подруги Тани Ткаченко. Кто заинтересовался, поддержите ребят, послушайте, приходите на концерты. World music из Карелии с по-настоящему красивым, сильным вокалом.
Download Ilmu Suuret kivet for free from pleer.com
будни востоковедаСамое медитавное занятие последних недель – мыть руками драгоценный белый рис чапсаль, тереть, перебирать, снова тереть, выплескивать воду, наливать чистую. Раньше такой рис корейцы готовили только по праздникам. Теперь его, конечно, в достатке - можно купить и на рынке, и в специализированных магазинах, но мы никогда не варим этот рис в чистом виде. Сам по себе он очень жирный, клейкий и пахучий, поэтому вкуснее всего есть его вперемежку с другими сортами. Обычно я беру простой круглозерный рис и добавляю небольшую горсточку чапсаль, тогда каша получается в меру рыхлая, с приятным привкусом и не превращается в один большой склеенный комок. Рисовой водой после мытья чапсаль полезно умываться. Я уже привыкла сама и приучила мать. Как дурак вожу ей настоянную мутную водичку в пластиковой бутылке через всю Москву. Умываюсь и вспоминаю, как на моей публичной лекции в Библиотеке для молодежи об идеале женской красоты во Вьетнаме (sic!) какая-то девушка решительно подняла руку и спросила: «Скажите, пожалуйста, а что такое странное с корейской косметикой, а?! У меня после всех этих средств кожа на лице как резиновая!». А это, господа, вода в коже задерживается, все нормально, жить будем. От рисовой воды бывает схожий эффект, которого создатели косметики и пытаются достичь всякой химией и экстрактами корня женьшеня, собранного на священной горе Амисан в пятую ночь седьмого лунного месяца.
Ученицы рассказывают о реалиях совсем другой жизни в совсем другой стране.
- Я имею в виду, уважаемая ко 1, почему русские так странно поступают с умершими? Почему не откапывают кости покойного, не моют их и не складывают в красивый новый ящик? Что же это получается, они так и гниют там, грязные? В огромном гробу? Во Вьетнаме мало места, поэтому мы не можем хоронить вот так большие гробы…Но дело не только в месте, просто так положено – что кости нужно достать и промыть. Работа эта страшная, очень. Через 3-4 года после похорон нужно идти на кладбище, ночью…копать могилу.
- Почему обязательно ночью, неужели днем нельзя сделать?
- Потому что страшное это дело, неприглядное. Не хочется, чтоб другие видели. Поэтому надо идти ночью, так лучше.
- Как же вы моете кости?
- Водой. Это дело старших детей. Я вот порой думаю о том, что я, уважаемая ко, старшая дочь в семье, а мой отец просил не кремировать его, а именно похоронить. И иногда я представляю себе, как иду ночью на могилу отца, выкапывать и мыть его кости. Так жутко становится от этих мыслей.
1. К учителю традиционно принято обращаться, используя термин родства cô, что обычно переводится как "старшая тетя", то есть старшая сестра матери. Особенностью вьетнамской разговорной речи является обязательное включение собеседника в некий воображаемый семейный круг, поэтому все обращения автоматически отображают возраст и социальный статус всех персон, участвующих в разговоре. Обращения предполагают устойчивые пары, например: "старший брат и младшая сестра", "бабушка и внучек", "старший дядя и племянник". Однако есть и нефиксированные пары, когда возраст и статус собеседника вступают в противоречие. Например, человек молод, но занимает высокий пост или лучше образован. Тогда вьетнамцы подбирают такие пары, чтобы и себя не слишком принизить и в то же время почтить собеседника. Что касается перевода термина cô как "тети" в контексте разговора с учителем, то я категорически против. Никакая это не тетя, а самый что ни на есть сенсей!))
* * *
- Вот скажи мне, а как семьи находят о-син?2 Где они их берут?
- А, ну есть специальные центры по поиску о-син. Ты звонишь или приходишь туда, и для тебя находят человека. Ты можешь выбрать работницу по анкете, высказать пожелания. Например, некоторые жены боятся, что о-син будет слишком молодая и красивая, станет смущать мужа…поэтому просят о-син постарше. И желательно не слишком симпатичную.
- Я видела много о-син здесь в Москве. Мне кажется, они уже как члены семьи, хозяева относятся к ним как к родным. Они ведь и детей хозяйских растят, эти о-син, и по дому, и все на свете. И я не видела никогда, чтобы с ними плохо обращались или вели себя с ними как с прислугой.
- О, найти хорошую о-син – нелегкая задача. Не бывает так, что центр прислал тебе женщину и вы с ней сразу же друг другу понравились. Если тебе не нравится работница, ты отказываешься ее нанимать, тогда присылают следующую. Этот процесс может длиться месяцами.
- Но эти женщины как правило из провинции, да?
- Все. Все из очень далеких мест. Часто мы даже не понимаем их язык.
- А ваша семья быстро нашла о-син?
- Нам вообще не повезло. Наша о-син оказалась обманщицей, а центр услуг по поиску работников – подставным. Она украла ключ от материного сейфа и спрятала его в банке с моим сухим молоком. Видимо, воровала понемногу деньги. А однажды она украла все и сбежала. Мы так и не смогли ее разыскать.
2. О-син или Осин - домработница, приходящая или постоянно проживающая с семьей. Обычно в обязанности о-син входит вся работа по дому: уборка, готовка, стирка и проч., а также нередко и забота о детях. "Осин" - это фамилия героини одноименной японской мелодрамы режиссера Камагути Микио. Сериал был впервые запущен в 1983 г. и шел чуть меньше года, после чего с успехом демонстрировался аж в 59 странах, в том числе и во Вьетнаме. «О-Син» рассказывает о судьбе Син Танокуры, на долю которой выпало множество тягот в связи с событиями, происходившими в Японии начала XX в. Син (вежливое обращение - О-Син) приходится много работать и браться за самую тяжелую и неприглядную работу. Сериал произвел на вьетнамцев такое глубокое впечатление, что слово «О-син» стало нарицательным и прочно вошло в обиход.