Жизнь грозит притвориться спокойной, хотя бы на оставшиеся три недели этого странного, неуравновешенного лета. Я не против, а пока что вот обрывки обрывков.
свадьбы-уточки-скорая помощьОрганизовать ту самую пресловутую большую-русско-корейскую свадьбу так, чтобы было красиво и приятно всем - задача нелёгкая, но было отрадно, что вокруг тебя все тоже парятся)). Наш организатор, худая и энергичная девица, до оторопи похожая на доктора Монтгомери Шепард, очень старалась успокоить наши волнения именно что чужими страданиями:
- И не бойтесь заказывать нашему шеф-повару что-то экстраординарное в плане торта. Она справится. Я ещё ни разу не видела, чтобы она не справилась. Когда я спросила её, что самое необычное ты делала за всё время работы на этой кухне, она сказала: «Торт в виде синей коленки». Ну, тут просто у нас презентация врачей-ревматологов была. Они захотели синюю коленку. Так что, ребята, шлите на почту ваши пожелания!
Синей коленки не было, но была уютная, красивая свадьба, без насилия над нами и над гостями, которая, без сомнения, станет очень дорогим воспоминанием.
За время подготовки я очень многое узнала о корейской диаспоре в Москве, хотя казалось бы, и до этого кое о чём была осведомлена. Выяснилось, что в Москве есть «корейский район», а именно Юго-Западное направление, недалеко от м. Коньково, есть (вернее уже был) корейский форум и даже корейская школа. Есть корейские ведущие свадеб, корейские ансамбли и, чёрт подери, даже корейские флористы.
Свадебные традиции русских корейцев уже довольно долгое время представляют собой самостоятельное, уникальное этно-культурное явление, которое, конечно, имеет смысл сравнивать с обычаями населения Южной Кореи, но вообще говоря, следует изучать отдельно, как пример развития культуры малых этносов в отрыве от материнской общности. Раньше абсолютно все свадьбы советские корейцы устраивали на два дома, то есть столы накрывали раздельно, в доме жениха и невесты. Затем появилась традиция делить одно пространство праздника на две части, правую и левую, то есть мужскую и женскую. Кушанья готовились и покупались родителями жениха и невесты раздельно, а гости могли перемещаться между столами, причём граница проходила и по столу новобрачных. На стороне жениха и невесты стояли разные угощения, которыми они обменивались друг с другом. Отголоски этой традиции присутствовали и на нашей свадьбе, стороны нашего праздничного стола были накрыты немного по-разному. Со временем многие семьи русских корейцев стали полностью отказываться от раздельных свадеб, однако по сей день сохраняются важные свадебные обычаи:
- Семья невесты и семья жениха готовят «свадебных петухов». Петуха нужно зарезать так, чтобы не надломилась шея, затем птицу ощипывают и варят. Гребешок и бородку красят красной помадой или лаком, в клюв вставляют красный жгучий перец. Красный цвет символизирует таинство свадебного обряда, радость и благополучие, а также призван отогнать злых духов. Семена, которыми полон стручок, символизируют пожелание обильного потомства. Петухов украшают всевозможными способами, в основном новогодней мишурой, искусственными цветами, блёстками и фруктами. После свадебного торжества молодые обмениваются петухами, но их могут забрать и родители новобрачных, главное, чтобы блюда ушли каждое в противоположный дом. Мой петух «пропал» после свадьбы, и бедная свекровь очень переживала, что это, дескать, плохая примета. К счастью, все волнения были напрасны, петуха мы нашли и утром отвезли к ней домой. К слову, два петуха появились не сразу. Раньше петуха готовил только дом невесты, но с появлением совместных свадеб возникла традиция обмена подарками.
- Перед тем, как сесть за стол, новобрачные должны почтить друг друга и родителей традиционными поклонами – один раз в пол и один раз в пояс.
- Войти в новый дом невеста должна ступив ногой на мешок риса и пройдя до двери по шёлковой материи.
- На следующее утро после свадьбы молодая жена должна прийти в дом свекрови и принести с собой зеркало, чтобы обе женщины одновременно посмотрелись в него. Считается, что это убережёт их от раздоров. Кроме того, невестка должна приготовить паб, то есть рис, и угостить им всех родных.
Существует ещё множество нюансов и неоднозначных обычаев. Интересующимся советую прочесть труд Пак Л.В. «К изучению семантики свадебной обрядности корейцев Узбекистана».
Накануне свадьбы в Москву приехал наш дорогой друг Джером, который на самом деле, конечно, никакой не Джером, а Seung Ho Woo, но это не смогли выговорить его американские армейские товарищи. Поэтому Seung Ho стал Джеромом, что оказалось очень удобно для работы на фирме, занимающейся разработкой интернет-технологий на экспорт. По этой же причине тонны и килотонны кореянок становятся вдруг Katy и Mary. Я знаю по крайней мере трёх Кейти Пак и это только Пак, прошу заметить. Так вот Джером, выслушав рассказ о петухах, вытаращил глаза и, даже как-то извиняясь за варварские обычаи своей родины, сказал: "А у нас петуха живого дарят. Я сейчас вспомнил. Но это в деревне в основном. А вообще у нас символ брака - это уточки. Уточки же всегда парой плавают, уточки - это очень, очень хороший символ". Вспоминая песнь об уточках из Шицзин, подозреваю, что вся эта тема вообще изначально китайская.
Встреча невесты (Шицзин, I, I, 1):
Утки, я слышу, кричат на реке предо мной,
Селезень с уткой слетелись на остров речной...
Тихая, скромная, милая девушка ты,
Будешь супругу ты доброй, согласной женой.
XI—VI вв. до н. э. между прочим.
* * *
Безумно приятно и успокоительно сплести себе кокон, маленький востоковедческий мирок, значение в котором имеют совершенно периферийные с точки зрения того, Большого мира, вещи. Супрасегментные признаки слогов вьетнамского языка, узоры на юбках народа зао, страх японских мужчин потерять волосы на теле, рецепт салата из маша и артишоковый чай. Но Большой мир требует своих кровавых жертв, заставляет обратить на себя внимание, он недвусмысленно втолковывает истину, которую так любил повторять мой школьный учитель истории старой закалки: «Не интересоваться политикой можно, не знать о ней ничего – роковая ошибка». Я на досуге читаю новостные подборки вроде «Кафки на ночь» (захотите поплакать, обязательно нагуглите), поэтому, когда боль в боку не прошла и через пять часов, скорую я ждала с плохим предчувствием. Вернее, я даже и не ждала её в ближайшее время, внутренне готовая к равнодушию дышащей на ладан системы. Муж был более оптимистичен: «Это же Ленинский проспект, знаешь, как быстро они домчат! Подлечат тебя, не боись». Домчали и правда быстро, минут за 6-7. Бригада состояла из «пожилого профессора с бородой» и «предупредительной медсестры». Меня это как-то сразу умиротворило, я принялась дорисовывать в уме их психо-физиогномические портреты. Осмотрели меня очень оперативно и с каким-то интеллигентным, непрошибаемым спокойствием. Это спокойствие в корне отличалось от спокойствия, которым обладают восточные медики и ради которого я и предпочитаю обращаться именно к ним, но тоже очень помогло. После осмотра чисто по-человечески предложили проехать в стационар: «Вы понимаете, если откажетесь, у нас на вас будет наблюдение назначено, каждые два часа должны будем к вам приезжать на проверку. А в стационаре сразу все анализы возьмут, ферменты проверят, биохимию, рекомендации дадут. Если не нужна будет госпитализация, поедете домой. Платить ничего не нужно». Для меня всё это было как прорыв другой реальности, какой-то проблеск невероятной адекватности и человечности во всей этой беспросветной х****, которая происходит в нашей стране. Ехать я согласилась. Медсестра в это время успела договориться, чтобы нас приняли в Больнице Святителя Алексия. «По прямой ехать 5 минут и врачи хорошие», - успокоила она меня. К этому моменту я уже была готова разувериться в существовании и её, и «пожилого профессора с бородой», который всю дорогу расспрашивал меня о моей работе, о Вьетнаме, о корейской кухне и о нашем чудном коте, который показался ему маленькой серой пумой.
В Больнице Святителя Алексия всё было так, как и обещали мои ночные архангелы в халатах. Анализы взяли за 10 минут, ещё через 10 сообщили первые результаты, сняли кардиограмму, передали хирургу, наконец, выписали рецепты. В перспективе отправили к гастроэнтерологу, а по факту домой - жрать кашу. До сих пор вспоминаю всё это как странный, детский сон с хорошим концом и послевкусием новогоднего чуда.
Слова к словам
Жизнь грозит притвориться спокойной, хотя бы на оставшиеся три недели этого странного, неуравновешенного лета. Я не против, а пока что вот обрывки обрывков.
свадьбы-уточки-скорая помощь
свадьбы-уточки-скорая помощь