Каждый раз, когда я прихожу в дом Н., старенькая, согбенная годами тётушка Оань задает мне один и тот же вопрос: «Э…когда бишь твоя свадьба, дочка?» Получив ответ, она шаркает назад, к кухне и тащит поднос с личжи, вьетнамской сливой и драконьим сердцем, которое она режет дольками и очищает от пунцово-красной кожуры. Чем дальше, тем мой ответ радует её всё больше, поскольку заветная дата неумолимо приближается, и вот, к концу июня старушкина душа на мой счёт уже практически спокойна. Дело в том, что понятия о брачном возрасте во Вьетнаме и в России заметно отличаются, и если вы думаете, что живёте в косной, консервативной стране, погрязшей в однобоком взгляде на женщину как на красивый товар, который со временем портится и в конце концов становится негодным к продаже, приезжайте в ЮВА! Там вам популярно объяснят, куда уже можно начинать отползать после 25.
Если серьёзно, то восприятие возраста очень разное даже в рамках региона. Разумеется, в первую очередь важно понимать разницу между городом и деревней, а деревня в Азии как территориально-социально-культурное явление всё-таки доминирует. В сельской местности брачный возраст в среднем ниже на 3-4 года, иногда этот разрыв ещё больше.
котоба-котобаЕсли рассматривать Китай и конгломерат Вьетнам-Корею-Японию (поскольку это страны-реципиенты ханьской культуры), то самый ярко выраженный культ юности наблюдается в СРВ и определённых областях КНР. Это очень хорошо заметно даже на бытовом уровне, если просто пойти, скажем, на рынок и послушать, что говорят продавцы проходящим мимо молодым девушкам. Это же самое выпрыгивает на тебя из телевизора, битком набитого звездами 18-24 лет. После 25 девушка неконкурентноспособна, её дело удачно выйти замуж и жарить блинчики нем. Причем катастрофические изменения происходят за какие-то 2-3 года. Если 19-летней барышне родители ещё говорят о том, что в таком возрасте рановато строить семью и хорошо бы окончить вуз, то в 23 года и без парня она уже оказывается нерасторопной дурёхой. Её начинают подпихивать подругам-мамам сыновей брачного возраста, чтобы те девчонку осмотрели и ощупали точно лошадь на рынке и при удачном раскладе познакомили со своими чадами. На чужих свадьбах её участливо сажают за один стол с неженатыми парнями. Когда ей исполняется 26, родители совершают паломничество по всем пагодам от Ханоя до Хошимина, делая пожертвования и вымаливая у Будды зятя. (Лирическое отступление первое. Тут я всегда вспоминаю свою прежнюю преподавательницу вьетнамского языка, ко Нга. Старшие братья у неё погибли во время войны с США, кажется, их убило бомбой. Сама она навсегда осталась ярой коммунисткой, как она говорила «простившей, но не забывшей американцев». Кряжистая, резковатая, невероятно сильная тётка с командным голосом, она постоянно подшучивала над Джоном, американцем лет 60, который учился в нашей группе. Она называла его «вражиной» и «захватчиком», а он посмеивался и ничего не отрицал. На самом деле Джон отсидел около трёх месяцев в тюрьме за активное участие в протестах против вьетнамской войны. Нга это знала, так что все её нападки были этакой грубоватой шутливой игрой. Вообще говоря, у Нга было мнение по поводу всего, что происходит в мире, и религия не была исключением. «- Вот есть такие дураки, которые идут к Будде и просят деньги. Будда, Будда, пошли мне сто долларов. Вот откуда у Будды сто долларов, а?! Он же нищий!!» )
Так вот не совсем ясно, откуда у Будды зять, но его вымаливают. После 28 лет следует стадия глубокого отчаяния. Иногда ситуацию может немного облегчить предсказание гадалки. Например, одну мою подругу спасло от гнева матери то обстоятельство, что дама, рассчитывающая ба-цзы и всякие благоприятные даты, углядела заветное число 27 и до этого возраста разрешила спокойно курить бамбук.
(Лирическое отступление второе. Предсказание гадалки – дело крайне важное. Молодым непременно гадают перед свадьбой, у невесты подробно расспрашивают о дате, месте и времени рождения, и не дай боже, жених окажется, скажем, кроликом, а она тигром. У меня нет статистики по поводу того, сколько помолвок расторгается в случае неблагоприятных предсказаний. Однако перед своим гаданием я волновалась, несмотря на то, что у русских корейцев это скорее дань традициям)) Ещё очень неприятно, если триграммы супругов говорят о том, что у них разные благоприятные направления. Благоприятное направление – это сторона света, где следует жить, строить дом, куда нужно ставить изголовье кровати и класть личные вещи, чтобы энергии не рассеивались и не покидали человека. Нам с А. повезло, наши направления почти совпали – Юг и Юго-Запад, а гадалка, например, посетовала на то, что они с мужем каждый месяц переставляют кровать, то изголовьем на Юг, а то на Север…)
В то же время в рамках городской культуры Кореи сформировалось совершенно отличное понимание возраста, которое оказало непосредственное влияние и на кинематограф, и на современную литературу. Романтическая кино-история с участием актрисы за 30 о женщине, которой за 30 и мужчине, которому за 30 даже сильнее, чем ей, для Южной Кореи обычное дело по одной простой причине. Раньше 30 серьёзные отношения иметь не комильфо.
«До 30 девушка ещё совсем ребёнок», – сказал нам Д., сам оженившийся ближе к 35. – «Ну правда, у неё другие заботы. Она учится в институте, потом строит карьеру, ей хочется погулять и повеселиться. А если, допустим, лет в 25 она решает жить с мужчиной или даже просто поехать с ним в путешествие – это как-то неприлично. Родителям такое не нравится. Она ещё маленькая же!» Разумеется, как и любая азиатская страна, Корея в плане сексуальных отношений демонстрирует очень красивый фасад и при этом имеет очень занятный задний дворик. Я здесь уже писала о мотелях и о том, для чего их строят в таких немыслимых количествах, так что повторяться не буду. Тем не менее, общие настроения таковы и городские жители придерживаются вышеозначенной социальной стратегии.
Что касается Японии, то секс и брак здесь связаны не так тесно, как в Корее. Вернее, связь эта принципиально другая. Возраст сексуального согласия в Японии один из самых низких в мире – 13 лет. Ниже только в Анголе, Мексике и на Филиппинах (12 лет), а также в Йемене (всего 9 лет). Уголовное право Южной Кореи устанавливает точно такую же отметку – 13 лет, однако на деле такие инциденты воспринимаются обществом как неприемлемые. И разумеется, в Корее не существует такой мощной тенденции к отождествлению детской атрибутики и детскости вообще с сексуальностью. Связано это прежде всего с отсутствием соответствующего культурного пласта. Нет корней, которые дали такие причудливые побеги. Нет такой болезненно-строгой, возведённой в абсолют социальной иерархии, такого ярко выраженного религиозного наполнения понятий долга, чистоты и запятнанности как следствия нарушения обетов господина/подчинённого. Именно эти культурно-исторические паттерны дали почву для формирования излюбленных японских сексуальных кинков. Унижение, насилие, постоянное противопоставление социальных, гендерных, возрастных ролей. Поскольку возраст и пол являются самыми очевидными маркерами социального статуса, маленькая девочка как объект сексуального желания стала квинтэссенцией, символом окончательного и безоговорочного подчинения, которое удовлетворяет эго мужчины. Тема секса с несовершеннолетними не является неприличной ни в разговоре сослуживцев за обедом, ни в масс-медиа, ни уж тем более в рамках индустрии развлечений. Даже BUCK-TICK, клипы которых в целом довольно сдержанны (несмотря на то, что им активно приписывают лавры первой демонстрации фан-сервиса на видео в истории японской музыки), не преминули задействовать сюжет такого рода в клипе «Sasayaki». Об этом клипе со всеми его интересностями подробно можно почитать здесьrobertmclaren.diary.ru/p178754429.htm
В больших городах Японии брачный возраст лишь увеличивается. Всё больше молодых японцев и японок в принципе отказываются от идеи создать семью в пользу карьеры. Отказываются они и от долгосрочных романтических связей, ведь вся эта белиберда отнимает драгоценное время и силы, которые можно было бы потратить на впахивание в офисе! В такой ситуации единственным способом сбросить напряжение становится секс-индустрия, начиная от кафе с полуголыми официантками и заканчивая борделями с широким спектром услуг, фудзоку, соуплэнд и проч. Даже консервативно настроенные барышни теперь выходят замуж значительно позже, чем 15-20 лет назад, и это никого не шокирует. Как говорит одна моя приятельница: «Мы, японки, платим двойную цену за то, чтобы добиться чего-то наравне с мужчиной, но так устроен мир. Если мне надо отдать лишние 4-5 лет, чтобы дослужиться до места, которое мужчина получит через год, я согласна. А потом уже можно и о семье подумать».
При этом музыкальная индустрия, особенно в жанре поп-музыки, продолжает культивировать образ вечной, неугасающей, соблазнительно невинной юности. В то время, как возраст реальной невесты или даже просто девушки, которая готова начать романтические отношения, близится к 25-26, сцена предлагает вечную школьницу с хвостиками на макушке.
Что удивительно, даже на рок-сцене промоутеры и всяческие стилисты трудятся не покладая рук, пытаясь омолодить мейджеров-ветеранов. Это как минимум странно, поскольку заметная часть аудитории прошла с любимыми группами немалый путь, а новоприбывшие фанаты вряд ли идут на концерт дядь под 50 в надежде увидеть юношеский торс и танцы в стиле K-pop.
Честное слово, так молодо Шинья не выглядел даже в год основания группы…