via sanmai.livejournal.com/1050567.html
А вот вам очень элегантные японские барышни, одетые вполне в духе большого города. Колготки в сеточку, быть может, лишние, но надо сказать, что не каждая московская дама оденется так стильно и в то же время просто.
довольно скучно, но статья в журнал сама не напишется, нужно репетироватьВсе заблуждения и склонность к утрированию касательно "японского стиля одежды", назовём это так, как мне кажется, рождаются из а) любви к обобщениям б) прочно укоренившейся мысли о том, что Япония - это такая страна треша, невообразимых чудачеств и извращений. Разумеется, Япония - это совсем не то, что Европа, и даже совсем не то, что остальная Азия, ну так ведь и Неаполь не вся Италия, а Москва не похожа на Калининград. Убеждение в том, что японцы все сплошь красят волосы в невероятные цвета и фиолетовый горох сочетают с зелёными лосинами, в общем не имеет под собой оснований.
Не далече как месяц назад мой друг вернулся из Токио очень повеселевший. Дело в том, что он специалист по древней литературе, и все эти новомодные телепузики, рыжие чёлки и уродливая обувь, носимая на два размера больше, страшно угнетали его чувство прекрасного. Приехал, говорит, в Токио и душа возрадовалась. Все снова ходят чёрные, в цвете а ля натурель, форма одежды весьма сдержанная. Спросил аборигеншу, а где же коки, коки где? Где белобрысые мальчики в блестящих куртках? "Не модно", - скучая, ответила ему местная. - "Вчерашний день". "А что модно теперь?" - со страхом спросил мой натерпевшийся друг. - "Чёрные волосы модно", - ответили ему. Всё это, конечно, не говорит о том, что все жители больших городов срочно перекрасились и облагородились обратно, и уж конечно не даёт гарантии, что завтра снова не станет модно гулять по Токио этакой Ниной Хаген. Но, на мой взгляд, рассуждая об уличной моде в частности и о некой аморфной поп-культуре, которая ныне рьяно транслируется из Японии в наши страны, следует чётко разграничивать:
а) культуру больших городов (синкретичную, с яркими чертами техногенной цивилизации, бОльшую по населению, но меньшую по площади охвата)
б) культуру деревни и малых населённых пунктов (традиционную, патриархальную, консервативную)
а также всегда держать в уме тот факт, что японская культура - сформировавшаяся, зрелая, самодостаточная, но выросшая в условиях изоляции. Когда она открылась миру, то со всем своим азиатским рвением принялась играть в западные игрушки. На мой взгляд, это не хорошо и не плохо, и довольно глупо ныть по поводу того, что что-то теряется, портится и озападнивается. Также следует отказаться от ярлыков типа "Япония опоздала с джазом и в принципе с этапами развития музыки". Она не могла опоздать ни с чем западным, в том числе и с индустриализацией (больной вопрос, который поднят в последнем фильме Миядзаки, и за который его крепко ругали). Как в принципе можно опоздать с чем-то, что не являлось частью твоей культуры и шагом на пути развития? Япония взяла эти западные элементы культуры, посадила на свою почву и они проделали свой собственный путь, за которым всем нам так интересно наблюдать, заново, вернее по-другому проживая "наш" джаз, "наш" блюз, "наш" декаданс, "наш" рок, например. При этом нам следует помнить, что с такой же лёгкостью, как оно было посажено, всё это может быть и отброшено назад по аналогии с наигравшимся ребёнком. Потому что культурное ядро уже сформировано и наделать трещин в нём очень нелегко, особенно когда речь идёт о цивилизациях востока. Фиолетовый горох и гамбургеры - это всё глупости, а вот когда крашеный в рыжеватого шатена Хидэхико Хошино, гитарист не самой консервативной в Японии музыкальной группы, которого с его обычным дресс-кодом, наверное, попёрли бы с заседания рядовой корпорации чего-то там, идёт на Новый год в храм очищаться от скверны и отгонять
Культурное ядро - это такой жёлудь, чей росток пробивает любой асфальт западных инноваций. Цветовые сочетания, которые кажутся нам дикими, корнями уходящие в эпоху Хэйан, это оно. Надеть сто футболок, а сверху кардиган - это оно. "Неестественный" макияж с помощью максфактора и прочих чисто западных ухищрений, остроносые шпильки 38 размера, когда у тебя 35, потому что потные ноги - это стыдно, нечто несуразное, скрывающее талию - всё это оно. Думаю, когда массовый потребитель японской культуры придёт к мысли о том, что чужое не может быть втиснуто в привычные для его культуры категории, что нужно искать другие инструменты оценки, или вовсе их не искать, станет ещё приятнее и интереснее.