Вчера ходила смотреть на чудесный, чудесный японский дуэт "Хидэ-Хидэ". Правда, в этот раз с ними ещё был не менее чудесный пианист, но я так поняла, что они с удовольствием приглашают к себе кого-нибудь третьим, а то и четвёртым, если наступает необходимый коннект. Ребята как-то стремятся находить новых людей, так что можно считать, что ни тур, то эксклюзив.
Зал был маленький, всего-то на 160 человек, примерно десятую часть которых составляла стареющая российская богема. В смысле, не богема, а Богема. Через несколько кресел от меня сидел Эльдар Рязанов с женой – я наткнулась на него в общей сложности раза три, и было как-то даже неловко, потому что автографами я знаменитостей не мучаю, а народ всё к нему с бумажками, с бумажками…а я так бочком-бочком… Была ещё Вера Таривердиева, ну, и ещё, в общем, из того же круга. Публика эта была очень приятная и понимающая, все друг от друга удовольствие получили не меньшее, чем, собственно, от концерта.
читать дальшеХидэ-Хидэ оказались какими-то ужасно трогательными, искренними и страстными. И красивыми весьма. Первую часть концерта отыграли в обыкновенных западных костюмах (без блёсток, тем не менее, не обошлось), а во втором акте вышли в национальных костюмах, что их обаяние увеличило десятикратно. Всё же кимоно с гербами, шёлковые пояса и цветные юбки-брюки хакама, полностью закрывающие ноги, идут японскому телу невероятно. Особенно приятно взглянуть на это всё, когда мужчина двигается. Длинная пола хакама то нахлынет, закроет собой пол, то поднимется вверх, и тогда становится видно стопы, затянутые в кипельно-белые носки таби и обутые в деревянные сандалии гэта. Кажется, я одна как моральный урод сидела и смотрела на эти самые стопы, очень маленькие для мужчины, потому что народ явно больше интересовался музыкальными инструментами – сякухати и сямисэном.
Кстати говоря, порадовало, что у ребят была вполне толковая переводчица, востоковед, явно увлечённая своим делом. Перед каждым номером она рассказывала историю композиции, переводила пояснения музыкантов и их представления инструментов. Всем залом размышляли, что вспоминает русский человек, когда он вдали от родины. Пришли к выводу, что, видимо, всё-таки простор. Когда едешь-едешь, а за окном всё поле, поле, лес, лес, и снова поле. Хидэки Оноуэ поделился, что когда он вдали от Японии, то первое, о чём он вспоминает – это рисовые поля. В частности, спелые уже, пожелтевшие рисовые колосья, которые клонятся к земле. Нетипичное, надо сказать, воспоминание для японца. Видимо, вырос где-то в такой вот местности.
Одним словом, обстановка была очень уютная, камерная, музыканты чувствовали себя раскованно, всё время улыбались и порывались общаться с залом.
Что касается музыки, то я хоть и представляла примерно, на что иду, но всё равно пришлось удивляться. Чёрт подери, это была европейская классика на японских традиционных инструментах. Григ на сямисэне, вы понимаете, что такое! Вначале было страшновато, а потом оказалось, что кайф полнейший. Выяснилось, что ребята очень любят русскую классику, и, кстати говоря, выбирают из неё весьма характерные вещи – Рахманинова, потому что нетривиален и местами приятно-расплывчат, Бородина, ибо половецкая степь и вообще военно-патриотическая драма, и Чайковского – ведь чувственный и нежный же. В общем, сделали нам и степь, и бег лошадей, и печаль, и ностальгию, и что только не. Их собственные произведения и традиционные японские вещи понравились, между тем, чуть ли не больше, чем кроссовер с классикой. Они сыграли «Песню рыбака с Хоккайдо»!!! Это было неизмеримо прекрасно, весь зал участвовал, топал ногами и мысленно тянул эту тяжеленную сеть.
На самом деле, наблюдать за публикой было едва ли не так же интересно, как за самими музыкантами. Народ хлопал, вставал, потел и переживал. В который раз замечаю, что подчёркнутая японская вежливость у воспитанного русского человека вызывает приятную оторопь и умиление. Каждый раз, когда ребята кланялись, зал впадал в мод «уняня» и принимался хлопать с удвоенной силой. Перед анкором стали музыкантов благодарить и одаривать, и начался этот вечный казус под названием «Вежливый стеснительный японский мужчина и женщина». Вышла японка и подарила Хидэ Исигаки цветы – конечно же, розовые и много. И поклонилась. А он поклонился в ответ. Два раза. А она ещё раз и ещё ниже. А он опять. А она ещё ниже. А он снова. По залу прокатились волны хохота. Отпускать ребят совсем не хотелось, хотя они явно были усталые и выложились на полную катушку.
В следующем году обязательно пойду снова и возьму с собой всех желающих. Несмотря на уровень программы и всё такое прочее, цены на билеты были смешные. Так что, москвичи, не пропустите.
Запись, надо сказать, делает с "Хидэ-Хидэ" что-то запрещённое законом, весь драйв куда-то пропадает, но всё равно.
www.youtube.com/watch?v=WqH74-oXqQI
Дома в тёплом кресле это слушается странновато, в тёмном зале это продирало до костей. И тут опять что-то с медиа-объектами, ну что такое((