бег, ягуар и мужское телоСейчас в сторону старины Мэла очень модно метать фекалии и обвинять его во всяческой «неаутентичности», тем более, что слово очень красивое, сложное и лишний раз его употребить не грех - для пущей аргументации.
Слышала, что возмутились даже вожди уцелевших индейских племен и обвинили Гибсона в том, что во-первых, майя не прокалывали себе губы/брови/уши и не вставляли туда поленья толщиной с детскую ручонку, а во-вторых и в-главных, майя вовсе и не были такими жестокими, к человеческим жертвоприношениям прибегали в случае крайней необходимости и вообще! Все горазды критиковать, нет бы показать вот майянский календарь, например, и прочие достижения науки и культуры! А вы тут всё про отрезание голов да вырывание сердец. Фи.
Я, к сожалению (а может, и к счастью), не вождь племени майя, но могу сказать две вещи. Первая: это не программа BBC про достижения науки и культуры, режиссёр показал зрителю то, что хотел показать. Это художественная работа, а не научпоп и, тем более, не просто науч, если кто-то не в курсе того, что подразумевает жанр х/ф.
Вторая: в каждой цивилизации достаточно жестокости, и жестокость эту трудно измерить градусом, герцем, литром, килограммом или вольтом, даже изобретение специальной шкалы персонально для такого дела вряд ли поможет. Нет таких весов, на которые можно было бы положить, скажем, жестокость Китая времен Цинской империи, записать результат, а потом сравнить его с результатами измерений для Франции периода какой-нибудь очередной революции. Довольно странно обвинять режиссёра в однобокости на основании того, что он выбрал темой своей кинематографической работы в том числе и жестокость, лишь потому, что фильмов о культуре майя не так уж и много, а «Апокалипсис» привлек к себе всеобщее внимание и якобы выставил майя в каком-то дурном свете. Вот если бы Мэл Гибсон снял трилогию, и все три фильма были бы о вырывании сердец, тогда, пожалуй, стоило бы задуматься. К тому же, я в принципе не считаю, что «Апокалипсис» - это фильм о жестокости. Это фильм о естественном состоянии человека в эпоху разложения мира, который он построил, в эпоху гниения его цивилизации. Хочется добавить: посмотрите телевизор, в новостях часто показывают кусочки репортажей с мест абсолютно тех же самых событий, и вы увидите, что Мэл Гибсон ни разу вас не обманул. Человек действительно полон злости и бесчувствия к чужим страданиям, особенно в такие критические моменты. Больше того, он все также занимается отрезанием голов и вырыванием сердец, в то время как ракеты бороздят просторы космоса, а нейрохирурги нашли лекарство от болезни Паркинсона.
Я смотрю «Апокалипсис» примерно раз в полтора-два года, когда чувствую, что мне нужно прочистить мозги, когда хочется «мало слов, но о самом главном», поменьше хождения вокруг да около и побольше чистого действия, бега, тела, крика.
Все, абсолютно все слова в этом фильме по делу и прекрасны сами по себе, ибо язык невероятно музыкальный, архаичный и какой-то весь обтекаемый, прямо как движения Лапы Ягуара. Легенда о человеке без дна – вещь на все времена, и мне, если честно, абсолютно наплевать, является ли она переработкой легенд майя или лично Мэл Гибсон написал ее ручкой за два доллара в своем блокнотике, одновременно поедая гамбургер. То, что некоторые люди выходили из кинотеатра и утверждали потом, что ничего не запомнили, и сюжета у фильма как такового нет, говорит только об одном – народ привык жрать кинопродукцию как жрут фастфуд в пятнадцатиминутный перерыв между сменами, ничего не прожевывая и не чувствуя вкуса, добиваясь только одной цели – набить желудок. Но, как говорится, не мы такие – жизнь такая, что делать, если большая часть из того, что нам показывают, тот самый фастфуд и есть. Но старик Гибсон, на самом деле, сделал очень умный фильм, с очень хорошей концепцией и символикой. Взять хотя бы то, как обыгрывается образ Ягуара. Лучшего имени у этого безумно пластичного и гибкого мальчишки быть не могло. В культурах доколумбовой Америки, как известно, ягуар пользовался особым уважением. Майя почитали его как первопредка, связывали его с чем-то тайным, грозным, ночным – не только потому, что, как и все кошки, он охотится по ночам, но и потому, что его пятнистая шкура символизировала звездное небо. Ягуар находится под покровительством богов, на него нельзя поднимать руку без причины, иначе последует наказание.
Большую часть фильма Лапа Ягуара бежит, и во время этого бега проживает целую жизнь. Когда его только уводят в плен, его брат повторяет: «Позор, позор, мы покрыты позором!» В городе перед самым жертвоприношением тело Лапы Ягуара покрывают синей краской в знак того, что он – священная жертва богам. Но само это действо лишается сакрального смысла, поскольку всем свободным людям леса и вместе с ними всем нам отчетливо видно, чего стоит вера этих молящихся, пожирающих самих себя изнутри. Это цвет позора, цвет чего-то грязного, бесконечно неправильного. Лапа Ягуара смывает его с себя, когда проходит второй порог, вторую инициацию (первая – это бег с ягуаром) – прыгает в водопад. На некоторое время он возвращается к исходному пункту, как бы реабилитируется, вновь становится человеком, а затем, когда чуть не тонет в черном болоте и жирная грязь окрашивает его тело в цвет шкуры ягуара, он сам становится зверем, и белки его глаз светятся в полумраке.
Вообще актеры играют замечательно и, прежде всего, потому что никто их этому не учил. У них невероятно естественная мимика, движения и жесты, но Руди Янгблад, который Лапа Ягуара и есть, выигрывает еще и тем, что занимался хореографией. Короче говоря, тем, кто хочет отдохнуть взглядом на красивом, пластичном, сильном и практически обнаженном мужском теле, смотреть обязательно)) Когда я начинаю забывать, каким прекрасным и естественным может быть существо мужского пола, я всегда вспоминаю Лапу Ягуара.